Новый утильсбор и очереди на границе: Экономисты рассказали татарстанцам, когда лучше всего покупать автомобили
Эксперты разъяснили, что именно задумало государство и к чему это должно привести.
Фото: Андрей МИРЕЙКО
С 1 декабря в России вступают в силу новые правила расчета утилизационного сбора. Поменяются также требования к машинам, работающим в такси. С 1 марта 2026 года они должны будут соответствовать следующим условиям: иметь определенный набор баллов локализации при производстве либо быть выпущенными в рамках специального инвестиционного контракта (СПИК), который должен быть заключен до 1 марта 2025 года. О том, к чему могут привести такие изменения, по мнению экспертов, - в нашем материале.

К ЧЕМУ ПРИВЕДЕТ?

Утилизационный сбор - это обязательный разовый платеж, который взимается при производстве или ввозе в Россию транспортных средств. Новые правила его расчета вводятся в отношении легковых автомобилей. Теперь коэффициент утильсбора будет зависеть не только от объема и возраста двигателя, но и от его мощности.

- Изменения в правилах расчета утильсбора приведут к его увеличению. Соответственно, машины станут дороже. Больше всего повысятся цены на электромобили и автомобили с гибридным двигателем. Раньше мощность вычислялась в основном по двигателю внутреннего сгорания. А электрическую составляющую не считали. Теперь же хотят принимать во внимание все силы, которые есть у машины. А это, конечно, гораздо больше, чем показывалось ранее, - прокомментировал доктор экономических наук, профессор НГЛУ имени Н. А. Добролюбова Руслан Вакуленко.

Правила расчета утильсбора подкорректировали для того, чтобы его повысить, отмечает эксперт. Ведь он, по сути, относится к налогам. А чем их больше, тем больше государство получает на ВВП и тем больше средств оно может выделять на самые разные запланированные в бюджете расходы. Которые направлены, например, на социальные нужды, пенсии, нацпроекты, науку.

О том же самом говорит и финансовый директор консалтинговой компании «Нескучные финансы» Андрей Живых:

- Утилизационный сбор, по сути, является инструментом косвенного налогообложения. Изменения в правилах его расчета вводятся в том числе и для его повышения. Лично на мой взгляд, сейчас основная функция утильсбора заключается в том, чтобы собрать больше денег в бюджет.

Эксперт также усматривает еще одну цель в нововведении.

- В данном случае государство создает экономические стимулы для переориентирования спроса на более экологичные автомобили. Для машин с большей мощностью двигателя вводятся высокие сборы. Это увеличит их цену для покупателя и снизит спрос на них. И с течением времени доля автомобилей с более мощными двигателями сократится. А доля автомобилей с двигателями меньшей мощности, наоборот, повысится. Таким образом государство направляет рынок в сторону большей экологичности. Потому что, как правило, чем меньше мощность двигателя, тем меньше количество выбросов от его работы в окружающую среду, - говорит Андрей Живых.

После подорожания автомобилей спрос на них упадет. В связи с его снижением в течение определенного периода предложение по машинам тоже будет небольшим, считает Руслан Вакуленко. Не исключено, что через какое-то время при продаже авто будут делаться скидки для стимуляции спроса.

А на данный момент - перед повышением утильсбора - татарстанцы очень активно покупают машины.

- Сейчас на пропускных пунктах на границах страны собираются целые пробки из-за огромного количества автовозов. Люди стараются побыстрее приобрести машины, пока они еще не подорожали, - рассказал Руслан Вакуленко.

ПОДЕРЖАННЫЕ

По этой же причине, по мнению экономистов, в России вырос объем продаж подержанных автомобилей. По сравнению с сентябрем он увеличился на 18%. А за год продажи автомобилей с пробегом выросли почти на 8%.

- Если говорить про последствия изменений в правилах расчета утильсбора, основное из них мы можем наблюдать уже сейчас. Это резкое увеличение спроса на автомобили на вторичном рынке в октябре. Потребитель старается успеть сесть в последний вагон и купить машину до изменения утильсбора. Но это временное явление. С декабря мы ожидаем сокращение объема продаж, - прокомментировал Андрей Живых.

Сейчас, в конце ноября, у людей есть шанс купить автомобиль подешевле.

- Если человек хочет побыстрее продать старую машину и приобрести новую, он немного снизит цену. Однако если он не торопится и будет заниматься этими вопросами после увеличения ставки утильсбора, автомобиль автоматически будет дороже, - отмечает Руслан Вакуленко.

ТАКСИ

Что же касается изменений требований к машинам, работающим в такси, их вводят, чтобы повышать степень локализации на автомобильном рынке. Она представляет собой оценку того, насколько высока при производстве транспортного средства доля деталей и технологических операций, созданных в России.

- Возьмем, например, Haval. Какие-то его части привозят из Китая. Но основная сборка проводится у нас. Степень его локализации достаточно высока. Наверное, это где-то 60%, - пояснил Руслан Вакуленко.

Новые условия по степени локализации регламентируются соответствующим федеральным законом. В некоторых регионах он вступает в силу позже. Так, в Калининградской области и в субъектах России, находящихся в составе Сибирского федерального округа, новые требования начнут действовать только с 1 марта 2028 года, а на Дальнем Востоке - вообще с 1 марта 2030 года.

Степень локализации легковых автомобилей в такси будет измеряться баллами. Их система четко определена. За каждую стадию производства начисляется определенное количество баллов. Так, например, сварка кузова на отечественных предприятиях оценивается в 400 баллов, окраска - в 500 баллов.

В целом с 1 марта 2026 года к работе в такси будут допускать только машины со степенью локализации не менее 3200 баллов. И в дальнейшем к таким авто будут предъявляться все более и более высокие требования по этому параметру. Так, с 2027 года они должны будут иметь как минимум 3500 баллов, а с 2028 года - минимум 3700. В ближайшие восемь лет автомобили, не обладающие достаточной степенью локализации, еще смогут пройти в реестр такси в том случае, если они выпущены в рамках специального инвестиционного контракта. Но потом эта «лазейка» закроется. С 1 января 2033 года в реестр такси будут принимать только машины с наивысшей степенью локализации.

Список автомобилей, которые гарантированно подходят под локализацию:

Lada: Granta, Iskra, Vesta, Aura, Largus, Niva Legend, Niva Travel.

УАЗ: «Хантер» и «Патриот».

Sollers SP7

Evolute: I-Pro, I-Joy, I-Sky, I-Jet, I-Space

Voyah: Free, Dream, Passion

«Москвич»: 3, 3е, 6 и 8

- Степень локализации автомобилей, производящихся внутри страны, очень важна для государства. Она отражается и на количестве рабочих мест, и на уровне зарплат, и на обеспечении предприятий технологиями, и на возможности проводить обучение персонала, - отмечает Руслан Вакуленко.

По его словам, в России уже давно наблюдается тренд на повышение степени локализации автомобилей. Так, например, когда-то было такое требование, чтобы для машин, выпускаемых в нашей стране, этот показатель составлял 20%. А теперь он должен быть уже не ниже 40%.

- Такси - это очень крупный рынок, поскольку для него покупается много машин. Поэтому государство хочет через него повысить степень локализации, - также объясняет эксперт.
По его мнению, предложение по услугам такси никак не изменится из-за ожидаемого нововведения. В нем просто станет больше отечественных автомобилей.

- Новые требования не затронут те машины, которые уже работают в такси. Причем многое зависит и от конкретной ситуации. Одно дело, если мы говорим о фирме, которая закупает для себя машины. У них есть лицензия - все как положено. И совсем другое дело, если речь идет об участнике рынка, который просто купил автомобиль и подрабатывает таким образом. Его машину уж точно никто не будет проверять на соответствие этим требованиям, - говорит Вакуленко.

Однако у Андрея Живых менее оптимистичные прогнозы по поводу последствий нового закона в сфере такси. По мнению экономиста, он вполне может оказать влияние на предложение и на стоимость поездок.

- Да, это поддержит отечественный автопром, но для таксопарков и потребителей создаст определенные трудности. Перевозчики могут столкнуться с дефицитом необходимых машин. Тогда возникнет потребность в замене и обновлении автомобилей, что неизбежно приведет к дальнейшему росту цен на поездки для конечных потребителей, - прокомментировал Андрей Живых.

В то же время, по его словам, если поездки на такси станут дороже, то на них автоматически снизится спрос.
Made on
Tilda