Татарстанские разработчики создали инновационную программу DF Supervisor, предназначенную для непрерывного мониторинга здоровья тех, кто управляет транспортом, в том числе и общественным. Технология призвана решить критическую проблему внезапных инцидентов за рулем, которые ежегодно становятся причиной серьезных дорожно-транспортных происшествий с человеческими жертвами.
Как рассказал генеральный директор ООО «Новые технологии идентификации» Александр Денежко, их система использует видеоплетизмографию - передовой метод бесконтактного измерения физиологических параметров через обычную веб-камеру.
Алгоритмы искусственного интеллекта анализируют частоту сердечных сокращений, вариабельность сердечного ритма, а также частоту морганий, зевания и микродвижения глаз. Обработка комбинации этих физиологических и поведенческих данных повышает чувствительность системы на 40% по сравнению с использованием только одного канала информации.
При обнаружении отклонений система как автомобильный навигатор выдает голосовые рекомендации. И это вам не «через 200 метров поверните направо». Все очень персонализировано. Звучит: «Вы устали. Рекомендую сделать перерыв» или «Возможен риск повышения давления. Свяжитесь с диспетчером». Даже если и не связались, то диспетчер в режиме реального времени все равно получит автоматическое уведомление причем сразу с визуальным индикатором риска для здоровья водителя. А в экстремальных случаях разработанная в Татарстане система и вовсе может блокировать запуск двигателя.
- Идея этого стартапа появилась давно, еще до пандемии, в 2017 году. Она связана с тем, что водители должны проходить медицинское освидетельствование, но проблема в том, что после этого они могут принимать запрещенные вещества или употреблять алкоголь во время рейса, - рассказал Денежко.
Цель разработки состоит в постоянном мониторинге состояния водителей во время движения. Отслеживается их психоэмоциональное и психофизическое состояние, чтобы предотвратить возможные инциденты, такие как сосудистые катастрофы. Например, водитель может пройти медосмотр, и давление у него будет в норме. Но в процессе рейса оно может резко подскочить, и тогда есть высокий риск того, что человек за рулем прямо во время движения потеряет сознание. С ужасом можно представить, что произойдет после такого, если водитель ведет автобус с детьми.
- Наша система выявляет изменения и при опасной ситуации рекомендует водителю остановиться, а также отправляет сигнал диспетчеру. Для этого достаточно мобильного устройства с камерой и нашего приложения. Программа анализирует состояние водителя на основе многолетних клинических исследований. Поэтому не нужно вешать на человека датчики или другие приборы, - объяснил руководитель компании-разработчика.
СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ
Прежде всего, данная разработка предназначена для пассажирского транспорта, включая междугородние и международные перевозки. Также она будет полезна и для грузоперевозчиков, особенно для дальнобойщиков, которые проводят в рейсах по тридцать и более суток.
- Водители старшего возраста чаще сталкиваются с проблемами со здоровьем, поэтому важно вовремя выявлять их состояние. Это может предотвратить возможные инциденты и обеспечить безопасность пассажиров, а также других участников дорожного движения, - подчеркнул Александр Денежко.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ
В настоящее время работа над созданием системы продолжается. Первые испытания уже прошли в Татарстане. Так, разработку протестировали водители школьных автобусов и вахтовых автобусов, отвозящих людей на работу. Результат не заставил себя долго ждать. В одном из случаев умной системе удалось засечь предынфарктное состояние водителя, что могло бы привести к серьезным последствиям. Была дана рекомендация к остановке транспорта.
К слову, тестирование непосредственно с участием водителей школьных автобусов заняло около полугода. Пока проект финансируется за счет собственных средств разработчиков, но они работают над получением грантов и финансовой поддержки от государства, чтобы довести свою систему до идеала и в дальнейшем масштабировать ее до уровня повсеместного использования.
Результаты пилотного тестирования в Татарстане:
- у 62% водителей выявлено устойчивое снижение вариабельности сердечного ритма;
- у 34% обнаружены признаки скрытой ишемии и предынфарктных состояний;
- в 21% случаев зафиксированы критические колебания артериального давления;
- точность распознавания состояния водителей достигла 95%.
Как подсчитали авторы стартапа, при внедрении их системы экономическая эффективность для транспортной компании с 1000 водителями позволит предотвращать до 5 серьезных инцидентов в год, обеспечивая экономию около 6 миллионов рублей ежегодно. Добавьте сюда еще экономию от снижения страховых расходов и повышения такого показателя, как производительность труда.
Созданная в Татарстане технология особенно актуальна на фоне роста аварийности на дорогах. По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, в 2024 году количество ДТП с участием водителей такси и трамваев увеличилось на 27%.
ЧТО ЕЩЕ?
В рамках проекта планируется разработать прототипы устройств с анализатором выдыхаемого водителями воздуха для определения уровня содержания в их организме алкоголя и температуры тела. Эти устройства могут быть как мобильными, так и бортовыми вычислителями для автомобилей. Далее в планах у разработчиков создание и сертификация программного обеспечения для проведения предрейсовых и рейсовых осмотров водителей. Эти работы хотят провести в 2026 году.
А в 2027 году запланировано создание вычислителя для АО «Эра-Глонасс», разработка сервиса по контролю за водителями при перевозке опасных грузов и детей. Благодаря этому водители и диспетчерские службы будут получат уведомления уже непосредственно из центра АО «Эра-Глонасс». Далее - в 2028 - 2029 годах - ожидается интеграция разработанных в Татарстане систем в автомобильные навигаторы от ряда производителей.