Современная Казань – это город-миллионник, который считается одним из самых больших в стране. Ежегодно в столицу Татарстан приезжают миллионы туристов, здесь проводятся крупные мировые события. Сейчас уже трудно представить, что когда-то Казань была совсем крохотной по нынешним городским меркам.
Первоначально поселение на территории современной Казани являлось укрепленным пунктом в низовьях реки Казанки, которое контролировало волжский путь речной путь. Площадь города в XIII веке составляла 0,013 тысяч гектар.
В XIV- XVI вв. Казань является столицей Казанского ханства. Площадь города увеличивается до 0,2 тысячи гектар.
После вхождения Казани в состав Московии границы посада расширились, захватив территории левобережья протоки Булак. Численность городского населения во второй половине XVI века составляла 7 тысяч человек, площадь города 0,3 тысячи гектар.
До середины XVIII Казань развивается как средневековый город с нерегулярной планировочной сеткой улиц, с сохранением основных трассировок улиц в южном и восточном направлениях.
Основным материалом для строительства того периода было дерево. Бесконечные пожары стали одной из причин градостроительной реорганизации общероссийского масштаба. Казань входит в список 200 крупнейших российских городов, подлежащих регулированию.
В 1768 году архитектором В.И.Кафтыревым разрабатывается и «Высочайше» утверждается Генеральный план Казани, в соответствии с которым город застраивается до середины XIX века. Освоение новых территорий в северо-западной части города, вдоль реки Казанки, получают Адмиралтейская и Пороховая слободы.
В 1840-50-х годах губернским архитектором Ф.Петонди разрабатывается новый Генеральный план Казани, в соответствии с которым город расширяет свои границы с преимуществом в южном и восточном направлениях.
Строительство железной дороги в конце XIX века, соединяющей западные и восточные регионы России, способствовало новому экономическому подъему города. Казань, будучи крупнейшим образовательным центром России, становиться еще и одним из крупнейших промышленных городов. Свободные от застройки территории вдоль железной дороги, проложенной в юго-западной части города, активно застраиваются промышленными предприятиями. Численность населения Казани увеличивается до 130 тысяч в 1897 году.
Политические преобразования, которые произошли в стране после 1917 года с победой социализма, требуют освоения новых городских территорий под строительство новых промышленных предприятий. Взятый в СССР курс на индустриализацию, вылился в Казани в развитие и создание крупных промышленных зон, строительство при них рабочих поселков, со строчной застройкой, аскетический конструктивизм которой получил прозвище «коробочной архитектуры».
Активное промышленное строительство ведется в южной части (вдоль озера Кабан) и в северной части города, вдоль транзитной железнодорожной магистрали Москва-Свердловск (Екатеринбург). Численность населения составляет на 1939 год 348 тысяч человек.
Новое строительство отвечало взятому курсу на «критическое освоение прошлого». На месте разрушенных церквей и исторической застройки строятся жилые дома нового образца, так называемые дома коммуны, дворцы культуры, торговые центры.
Вторая мировая война вносит свои коррективы. С западных регионов страны в Казань эвакуируются заводы. Новые территории площадью 182 гектара, необходимые для размещения заводов, отводятся в северном и южном промышленных районах. Для размещения эвакуированного населения ведется большое барачное строительство, которое в последующие годы пришлось долго преодолевать. Выполнение санитарных норм по разрывам, при наличии в южной части свободных территорий, создавали серьезные препятствия для строительства жилья. Это привело к километровым отрывам существующей жилой застройки от промышленных предприятий. Благоприятными территориями для развития новой жилой застройки стали периферийные территории по Сибирскому тракту в северо-восточной части города.
В результате концентрации промышленности, в Казани происходило разрастание территории городской застройки, ухудшение условий расселения и возникновение трудностей при размещении текущего жилого строительства.
Такие обстоятельства послужили основанием для принятия в 1956-1959 годах государственных решений о включении Казани в перечень городов, в которых запрещалось размещение новых промышленных предприятий, за исключением предприятий, связанных с обслуживанием населения.
В 60-е годы страна берет курс на массовое строительство. На смену индивидуальному и дорогому пришло типовое, индустриальное и дешевое.
С 1965-68 годах «Ленгипрогором» выполняется, а в 1969 утверждается, Генеральный план г.Казани. Причинами стали: строительство новых промышленных предприятий; изменение проектного уровня реки Волга; увеличение численности населения, которая составила 762 тысячи человек; включение в городскую черту крупных жилых поселков Юдино и Дербышки.
Генеральным планом 1969 года были заложены проектные предложения по переносу 20 промышленных объектов, преимущественно из центральной части города. По факту 18 из них были перенесены или ликвидированы.
Перспективное развитие города предполагалось в восточном направлении (территории Казанского аэропорта гражданской авиации и прилегающих к нему сельскохозяйственных земель), в юго-восточном направлении (земли Татарской республиканской опытной сельскохозяйственной станции), в южном направлении (земли учебного хозяйства Казанского сельскохозяйственного института и земель, занятых воинским полигоном и намеченным к выносу за городскую обходную автодорогу), на правом побережье реки Казанки (заболоченные территории Восточного Заречья). Такое освоение земель образовывало, в целом, компактную структуру города.
Почти все свободные территории, предусмотренные под застройку Генеральным планом 1969 года на сегодня освоены. В северо-восточном направлении (жилые районы Азино, новые кварталы поселка Дербышки), в юго-восточном направлении (жилые районы Танкодром, Горки, застройка в районе учхоза Сельхозинститута), в Восточном заречье (заболоченные территории правобережья Казанки), в Западном Заречье (микрорайоны по улицам Кулахметова, Фрунзе), в Юдино и Северном заречье (застроены небольшие резервные территории). С открытием моста через Казанку активное освоение территории ведется в Восточном Заречье.
Освоение территории активизировалось в 1996-2004 годах с принятием республиканской программы ликвидации ветхого жилого фонда и реконструкции кварталов ветхого жилого фонда. Значительные объемы ветхой застройки, 80% которых приходилось на центр города, потребовали массового переселения жителей в новые кварталы. В течение 8 лет из 4 тысяч исторических зданий, признанных ветхими, ежегодно отселялось около 2 тысяч семей. Это поставило город перед серьезной задачей сохранения его исторического наследия. Меры, принимаемые городом в части контроля за сносом исторических зданий по формальному признаку удались, по факту, исторический центр утратил на сегодня 40% своей исторической застройки.
В 2005 году проектным институтом «Казгражданпроект» начинается разработка нового Генерального плана Казани, который утверждается в 2007 году. Генеральным планом предусмотрено интенсивное развитие городского округа за счет максимального использования внутренних территориальных резервов: вывод коллективных садов за пределы БКК, застройку земельных участков сельскохозяйственного использования, реконструкцию сложившихся районов с низкой плотностью застройки (Большая Крыловка, Аметьево), повышение плотности промышленных и коммунально-складских территорий, освоение подземного пространства города.
Кроме того, упор делается на развитие природно-рекреационного каркаса с воссозданием его исторических элементов, реконструкцию ядра городского центра с целью усиления роли ядра как культурного и общественного символа.