Как появился татарский язык и насколько он популярен сейчас
«Новости региона» публикуют самые яркие страницы истории одного из двух государственных языков Татарстана.
Каждая эпоха предъявляет свои требования к устной и письменной культуре, определяя их особенности и уровень развития. Одним из важнейших показателей развитости языка является письменность, поднимающая его на качественно новый уровень.

С созданием системы начертания слов с помощью букв речь отрывается от говорящих уст своих носителей и начинает жить новой, более сложной жизнью. Письменность выступает могучим средством распространения и совершенствования языка, передавая мысли ушедших поколений потомкам.

Татарский язык – национальный и государственный язык в Республике Татарстан и второй по распространённости и по количеству говорящих на нём язык в России. Он относится к тюркской семье языков, которая вместе с монгольским и тунгусо-маньчжурскими языками объединяется в алтайскую языковую семью.

Тюркские языки разными специалистами разделяются на различные группы. Наиболее авторитетным является мнение, что татарский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков.

Татарский язык включает три диалекта: западный, средний и восточный, внутри которых имеется ряд говоров: в среднем – закамский, параньгинский, нагорный, мензелинский, бирский, пермский, нократский, касимовский и др.; в западном – сергачский, дрожжановский, чистопольский, мелекесский, темниковский, кузнецкий и др.; в восточном – тоболо-иртышский, тюменский, барабинский, томский и др.

Язык астраханских татар близок к среднему диалекту, но имеет определённую специфику, обусловленную влиянием языка ногайцев и крымских татар. Польско-литовские татары уже в XVI веке, утратив свой язык (близкий по ряду особенностей к языку средневековых татар), перешли на белорусский, а в XIX в. частично на польский и русский языки.

Татарский язык формировался вместе с современной татарской нацией и имеет целый ряд особенностей (лексика, фонетика, синтаксис и т. д.), которые объединяют между собой диалекты поволжско-приуральско-сибирских татар и отличают их от других тюркских языков.

В процессе истории он активно взаимодействовал с языками соседних народов – тюркскими (чувашский, башкирский), финно-угорскими (мордовский, марийский, удмуртский и др.), славянскими (русский) – и испытал значительное влияние со стороны иранского (тохарского), а в Средние века – арабского и персидского языков (терминология в области религии, образования и в других сферах культуры).

Современный литературный татарский язык сформировался на основе среднего при заметном участии западного диалекта. Подосновой татарского литературного языка является язык тюркских рунических памятников.

Письменность у татар насчитывает более чем двухтысячелетнюю историю. За это время тюркские народы сменили несколько форм алфавита для записи своего языка. Все они в разной степени точности и адекватности отражали особенности тюрко-татарской речи.

Образование тюркской письменности стимулировало процесс создания литературного наддиалектного тюркского языка. Все средневековые и современные литературные языки в значительной части восходят к языку Тюркского каганата. Тюркское руническое письмо насчитывало 35 знаков. Знаки чертились справа налево, причём каждый знак отдельно, не соединяясь друг с другом.

В Восточную Европу орхоно-енисейские руны распространились вместе с волнами тюркоязычных кочевников, и первые надписи известны здесь с VIII – IX веков. На территории Волго-Уральского региона руника оказалась вместе с тюрко-булгарскими племенами и использовалась вплоть до XII века.

Самыми первыми литературными памятниками, написанными на тюркском языке, являются эпитафии, посвящённые жизни и деяниям Бильге-кагана (734 год) и его брата, полководца Кюль-тегина (732 год), советника каганов Второго Тюркского каганата Тоньюкука (создан после 716 года, ещё при жизни героя). Они составлены в виде эпического поэтизированного рассказа о жизни и подвигах героев.

Важным источником по древнетюркскому пантеону божеств является рунический текст на бумаге, именуемый «Книгой гаданий» (первая половина Х века). Древнеуйгурская письменность использовалась в религиозных сочинениях («Золотой ярлык»), в юридической документации. Язык памятников рунической и древнеуйгурской письменности был единым и стандартным литературным языком, восходящим к тюркским традициям.

В Средние века вместе с исламом в тюркском мире распространяется арабская графика. Она служила для ведения официальной документации и государственного делопроизводства, а также для создания литературных произведений.

На основе древнетюркских традиций в Караханидском государстве было написано первое назидательное сочинение, поэма Юсуфа Баласагуни «Благодатное знание» (1069 – 1070). Здесь был составлен первый научный словарь тюркских языков – «Словарь тюркских наречий» (1072 – 1083), показывающий высокий культурный потенциал тюрок.

Средневековая тюрко-татарская литература эволюционировала под влиянием канонов и жанров арабо-персидской литературы: она пропитана коранической философией, и в ней доминирует исламская картина мира. Знаковым произведением булгарского периода считается романтическая поэма Кул Гали (ок. 1183 – после 1233) «Сказание о Йусуфе» (1233), написанная в основном на булгаро-кыпчакском языке с использованием огузских и других элементов.

Библейский в основе сюжет переосмыслен в актуальных для своего времени образах. Поэма была широко распространена среди татар. Язык поэмы имел большое значение в формировании татарского литературного языка. Списки поэмы хранятся в библиотеках Казани, Санкт-Петербурга, а также в книгохранилищах Берлина, Братиславы, Дрездена, Вены.

Дальнейшее развитие средневековых традиций языка и литературы связано с формированием в Улусе Джучи в начале XIII – XIV веков на основе общегородского (огузо-кыпчакского типа) золотоордынского (старотатарского) языка – поволжского тюрки –на основе тюркско-рунических и караханидо-уйгурских литературных традиций.

Получили распространение литература и деловая документация на тюркском языке, созданные на основе арабского письма, которое в начале XIV века приобрело официальный статус. Этот период отмечен творчеством Кутба («Хосров и Ширин» (1342)), Саифа Сараи («Тюркский Гулистан» (1394)), «Сухайль и Гульдерсен» (1394)), Хорезми («Книга любви» (1353)).

Данные произведения определяют основу художественного наследия тюрко-татар и свидетельствуют о достаточно высоком уровне развития духовной культуры. Поэты затрагивают проблемы основ мироздания, смысла жизни, законов мусульманского миропонимания, жизни и смерти, любви и т. д. Тексты обогащены информативным материалом религиозного, философского, космогонического, этического характера.

В этот период формируется татарская богословская литература, появляются первые тафсиры (толкования), первоисточником которых являются Коран и хадисы. Под влиянием тафсиров и «сиратен-наби» (сочинения, рассказывающие о жизни Мухаммеда) рождаются дидактико-назидательные произведения: «История пророков» (1310) Рабгузи, «Открытые врата в рай» (1358) Махмуда Булгари, «Джумджума султан» Хисама Кятиба, анонимный дастан «Рассказ об отсечённой голове» и другие.

Композиция сочинений подобного рода канонична: та или иная мысль религиозного или морально-этического содержания иллюстрируется затем в рассказе судьбами героев, их отношениями. Большинство сюжетов, помещённых в этих книгах хикаятов, восходят к арабским и персидским источникам.

Жизнь в них представлена как пересечение двух временных отрезков: быстротечной земной и вечной потусторонней. Нормы и стилевые разновидности литературного языка татар окончательно образовались в эпоху татарских ханств. Следует отметить, что этот язык совершенствовался и обогащался различными художественно-изобразительными средствами на основе общенародного языка.

Литература периода Казанского ханства (вторая половина ХV – первая половина XVI века) открывает эпоху собственно национальной литературы, связанную с обособлением тюркских народов. О наличии у татар богатой письменности, дипломатической переписки свидетельствуют многочисленные документы. В них перечисляются грамоты, ярлыки казанских ханов, посольские переписки, ферманы (указы) и даже «Коран татарский».

К данному периоду относят создание философского трактата «Советы добродетелей» анонимного автора, в котором интерпретированы отдельные положения мусульманской юриспруденции и этики. Адниш Хафиз в 1554 году подготовил дидактический сборник «Светоч сердец». Известный поэт, сеид и дипломат Кул Шариф, трагически погибший при взятии Казани в 1552 году, казанский хан Мухаммад-Амин (занимавший престол в 1487 – 1496 гг., 1502 – 1518 гг.), Гарифбек и Мухаммад Шариф, Умми Камал (умер в 1475 году) известны своими поэтическими произведениями, в которых рассказывается о мистическом Пути, процессе «прохождения» тех или иных суфийских стоянок.

В XV – XVI веках формировались лексические, фонетические и грамматические нормы старотатарского литературного языка, отличающие его от других тюркских литературных языков, а письменный язык обогащался за счёт особенностей местного диалекта.

Функции языка продолжали расширяться – на нём создавались научные книги, публицистика, он использовался в официальной и частной переписке, делопроизводстве и т. д.

Татарский язык оказал влияние и на развитие русской культуры, примером служит текст произведения Афанасия Никитина, написанного частично на татарском языке. Арабографичные тексты имеются в русском летописании. В этот период татарский арабографичный язык был универсальным транслятором информации на просторах Евразии.

После падения Казанского ханства арабское письмо, утратив официальные функции, применялось в качестве языка религии, образования и культуры. При этом уровень грамотности среди татар по сравнению с другими народами России был довольно высок.

С середины XVI века татарская литература характеризуется появлением исторических хроник и героических повествований. Начиная с XVI века на основе учения шейха Ясави формируются и распространяются суфийские тарикаты Ясавия и Накшбандия.

Татарский литературный язык в XVI – XVIII веках был отражён не только в литературных памятниках, но и в различных деловых, дипломатических документах, составленных правителями многих государств того времени. О широком распространении татарского языка в управлении Российского государства свидетельствуют и многочисленные документы Посольского приказа.

В этот период он является языком межнационального общения на просторах Евразии, на котором государственная дипломатическая переписка велась до середины XX веа.

В XVII – XIX веках продолжалось сближение литературного языка с общенародным, что проявилось в создании сочинений, написанных в виде путевых записок (саяхатнаме и хаджнаме), и различной деловой документации, близких к разговорному языку.

В этом жанре было написано сочинение И. Бекмухаммедова о путешествии в Индию в 1751 году, во время создания Русской Ост-Индской торговой компании. В художественной литературе этого времени, наряду со старыми традиционными формамиэлементами древнетюркского языка, активно употребляются иноязычные (арабо-персидские) элементы.

Постепенно, с начала XVIII века, намечается сдвиг в сторону развития светской литературы, появляется интерес к истории своего народа, начинается изучение памятников духовного и материального плана. В «Записках опротестования» идеолога татаро-башкирского восстания 1755 – 1756 годов. Батырши (Габдулла Галиев, 1710 или 1715 – 1762) описывается жизнь в период восстания, поднимаются вопросы свободы совести и веротерпимости. Материал о пугачёвском восстании лежит в основе «Сказа о завоевании Казани».

Зарождение книгоиздания у татар относится к началу XVIII века, когда в 1722 году в походной императорской типографии на татарском языке был напечатан Манифест Петра I. В 1778 году в Москве была издана «Азбука татарского языка с обстоятельным описанием букв и складов» известного педагога и переводчика Сагита Хальфина, автора первого татарского букваря для русских.

По многочисленным просьбам мусульман Российской империи при правлении Екатерины II выходит указ о печатании Корана (1787). В 1800 году в Казани открывается Азиатская типография для печатания книг на арабской графике. В ней в 1801 – 1829 годах было издано 93 книги общим тиражом 280 тысяч экземпляров.

Татарская книга распространялась среди тюрко-мусульманских народов Поволжья, Кавказа, Средней Азии, Сибири. Она проникла в Китайский Туркестан, в Восточную Индию.

2 сентября 1905 года в Санкт-Петербурге вышла первая татарская газета «Нур». С этого времени начинается история татарской национальной периодики, которая заняла видное место в общественно-политической жизни татар.

В её содержании отразился весь путь борьбы за модернизацию общества. В 1905 – 1917 годах в России выходило 62 газеты и более 30 журналов на татарском языке.

В области книгопечатания также наблюдается небывалая активность. В начале ХХ века увеличивается число частных типографиий, которые появляются в Казани, Оренбурге, Уфе, Астрахани, Стерлитамаке, Санкт-Петербурге. Возникли книгоиздательские и книготорговые товарищества (Каримовых, «Сабах», «Магариф», «Миллят» и др.).

В 1910 году в Казани было 26 типографий, в них ежегодно печаталось свыше 1000 наименований книг. Всего с 1901 по 1917 год было выпущено 1191 оригинальное издание, 798 названий книг более 307 авторов общим тиражом около 4 миллиона экземпляров.

В книжном репертуаре начала века большое место занимает переводная литература. Если до 1907 году преобладали переводы с восточных языков, то с 1907 по 1911 год меняется ориентация с восточной литературы на русскую.

Татарский читатель получил возможность ознакомиться с произведениями классиков русской литературы и зарубежных авторов.

Начало ХХ века является временем зарождения новой светской татарской литературы, золотым веком развития татарской культуры. Просветительская тема была развита и обогащена в драматургии Г. Исхаки, Г. Камала, в поэзии М. Гафури, Г. Тукая, Я. Емельянова, в прозе Р. Фахретдина, Ф. Карими, Ш. Мухамедова.

Авторы искали пути кардинального изменения жизни татарского общества, находили их в образовании и просвещении народа, пробуждении его сознания, в освобождении от устаревших представлений и косности.

Творчество одного из основателей татарского профессионального театра, драматурга Г. Камала (1879 – 1933), развивается в русле обличения морального облика некоторых представителей татарского общества. В комедиях «Первое представление» (1908), «Ради подарка» (1909), «Банкрот» (1911), «Тайны нашего города» (1911) с сатирических позиций воссоздаётся жизнь отдельных слоёв татарского общества начала ХХ века, затрагиваются проблемы отцов и детей, семейно-бытовых отношений.

Комедии Камала породили обличительное направление в национальной драматургии. Первыми произведениями, в которых отразились признаки идейно-эстетического поворота, ориентации на достижения русской и европейских литератур, стали «Исчезновение через двести лет» (1902 – 1904) и «Нищенка» (1901 – 1908) Г. Исхаки, рассказы Ф. Амирхана, Ш. Камала. В них содержится новая эстетическая установка на условную образность, психологизм, экзистенциальность, судьбы людей воссоздаются в историческом контексте движения эпох и трансформации общественного сознания татарского народа. Основным лейтмотивом татарской литературы стали судьба нации, тревога за её будущее.

В начале ХХ века в творчестве С. Рамиева, Г. Тукая, Г. Ибрагимова, М. Файзи как самостоятельное направление оформился романтизм. Своеобразную трактовку получила проблема свободы личности. Крупные формы романтической прозы («Молодые сердца» Г. Ибрагимова (1912)) проникнуты драматическими раздумьями о будущем татарского народа, о свойствах татарского характера, сложившегося в национальной истории. В поэзии Дэрдменда вырабатывается особый способ изображения экзистенциального мироощущения и неуловимых духовных движений человека при помощи символического типа мышления.

Габдулла Тукай (1886 – 1913) – основоположник новой национальной поэзии, становится подлинным певцом народной жизни. Уже в первых его произведениях мысль о необходимости развития татарского общества на основах образованности и культуры зазвучала с позиций национальной идеологии. В своих стихах Тукай утверждает высокий долг поэта-гражданина («Свободе» (1907), «Разбитая надежда» (1910)), воспевает родной язык и родину («Родной язык» (1907), «Родная деревня» (1909) и др.). Ратуя за духовную свободу, независимость от внешних обстоятельств и обращаясь к социальным проблемам («Осень» (1906), «Нищий» (1907)), поэт остро ощущает неотделимость своей судьбы от судьбы народа, нации («Без названия» (1909), «Национальные мелодии» (1909) и др.).

Тукай создаёт свою поэтическую школу, под влиянием которой выросло целое поколение поэтов. С его творчества начинается трансформация традиций восточной поэзии по образцу европейской и русской литератур при сохранении национальной самобытности искусства слова.

В конце XIX – начале ХХ века формировался татарский литературный язык, который имел общие черты для всего татарского народа. Этот процесс шёл путём демократизации языка и отказа от устаревших норм, а также посредством максимального приближения его к устному литературному языку.

На этой основе при участии ряда диалектов татарского языка произошло формирование современного татарского национального языка, проявившегося в произведениях К. Насыри, Дэрдменда, Г. Тукая, Г. Исхаки, Г. Камала, Ф. Амирхана, М. Гафури, Г. Ибрагимова, Ш. Камала и др.

Несмотря на почти тысячелетнюю историю функционирования арабской графики в качестве основы для тюркской письменности, она практически не менялась. Основными неудобствами были сложность начертания (из 28 букв лишь 16 имеют самостоятельную форму начертания), затруднения в чтении (в частности, в арабском письме отсутствовали буквы для передачи гласных звуков).

Все эти явные неудобства использования арабского письма для передачи тюркских языков стали особенно заметны в условиях модернизации на рубеже XIX – начала XX веков Выяснилось, что использование арабского письма делает сложным применение механических пишущих машинок того времени, затрудняет работу наборщиков типографий и осложняет обучение грамоте. Главное, что овладение арабской графикой не способствует обучению европейским языкам и, следовательно, тормозит прогресс общества. Были сделаны попытки модернизировать арабскую графику путём введения букв для гласных звуков (яна имля), но все они оказались нежизнеспособными.

Одновременно татарские реформаторы начали разработку нового алфавита для тюркских народов на основе латинской графики – яналиф (т. е. «новый алфавит»). Основными теоретиками его были тюркологи Г. Нугайбек, М. Курбангалиев, Г. Шараф, Г. Алпаров, Л. В. Щерба, Н. Ф. Яковлев, С. Агамалы-оглы, М. Ф. Ахундов и др., которые выработали систему, более точно соответствующую нормам тюркских языков.

К середине 1920-х годов движение за изменение графики охватило все тюркские республики СССР, а в Турции правительство Кемаля Ататюрка начало кампанию за переход к латинице (алфавит был введён в 1928 г.).

На первом тюркологическом съезде в Баку в 1926 году большинство делегатов проголосовало за введение нового алфавита, что дало государственным органам основание начать вводить его в делопроизводство, образование и периодическую печать. С 7 августа 1929 года переходу на латиницу был придан официальный статус.

К 1 января 1930 года на новый алфавит полностью перешли газеты и журналы, издательства, учебные заведения и т. д. Характерно, что на латиницу были переведены также чуваши и якуты, у которых до этого существовал алфавит на основе кириллицы, разработанный православными миссионерами.

Спустя некоторое время латинская графика перестала удовлетворять политическим требованиям руководства страны по ускоренному «сближению и слиянию» народов и языков. Был принят план перевода на письменность на основе кириллического алфавита из 39 знаков (33 знака кириллицы и 6 новых для обозначения звуков татарской речи).

Художественное развитие татарской литературы 1920 – 1930-х годов происходило в условиях масштабного реформирования общественно-политической жизни. Октябрьская революция 1917 года была воспринята татарскими художниками слова неоднозначно: одни из них рассматривали революции и войны как обновление жизни общества и стали основателями «новой социалистической» литературы; другие, преимущественно представители старшего поколения (Г. Исхаки, Ф. Амирхан, Дэрдменд и др.), оценивали ситуацию как разрушение непреходящих ценностей прошлого и основ национального мировоззрения.

Издание книг стало регламентироваться Декретом о печати, принятым Советом народных комиссаров 27 октября 1917 года, полиграфия и книжное дело были национализированы. Социально-политическая обстановка 1920-х годов способствовала появлению героических повестей и рассказов, посвящённых революции. Были написаны произведения о трагедии столкновения старого и нового, рассказывающие в мажорных тонах о прекрасной жизни нового человека.

С середины 1920-х годов происходит активизация романной жанровой традиции, чувствуется стремление к возрождению дореволюционных завоеваний в области художественной формы, наблюдается обращение к языку символов, подтексту (рассказ Ф. Амирхана «Утешение» (1922), поэма Х. Такташа «Трагедия сынов земли» (1923)). Большое внимание уделяется мифологическим (поэма М. Джалиля «Алтынчеч» (1936)) и национально-философским мотивам (повесть Г. Рахима «Идель» (1922)), истории татар (романы М. Галяу «Муть» и «Мухаджиры »).

Большой пласт татарской литературы был создан татарами, эмигрировавшими после революционных событий 1917 года. Повести Г. Исхаки «Осень» (1923) и «В сторону дома» (1922) содержат идею тюркому-сульманского единства, а его антиутопия «Лукман Хаким» (1923) и историческая драма «Олуг Мухаммед» (1944 – 1947) ретроспективно возвращают читателя в прошлые эпохи, приглашая к размышлению о том, как кровавые революции и тоталитаризм влияют на судьбу нации.

Описывая испытания, на которые были обречены татары, писатель называет духовные ценности, ставшие опорой народа на этом пути: родная земля, родственные связи, верность, совесть.

В годы сталинизма татарская литература понесла невосполнимый урон: были репрессированы многие видные писатели и литературоведы, а само литературное творчество стало регламентироваться методом соцреализма, за чистотой которого следили партийные чиновники.

В период Великой Отечественной войны в татарской литературе происходит всплеск патриотического пафоса, гуманистического начала, на первый план выдвигаются интересы страны, наряду с вождём и партией высшими жизненными ценностями определяются Родина и родная земля.

Знаковой личностью данного периода является Муса Джалиль (1906 – 1944). Его цикл «Моабитская тетрадь», написанный в лагерях для военнопленных и в тюрьме Моабит, содержит 93 стихотворения, созданных в 1942 – 1944 годах.

Любовь к родине, родной земле, близким и родным, татарскому народу представлена как самая могучая сила, способная противостоять злу – смерти и фашизму.

Многие деятели татарской литературы (М. Джалиль, Ф. Карим, А. Кутуй, А. Алиш и др.) погибли на Войне или в плену. В это же время появились молодые художники слова, с первых произведений завоевавшие народную любовь (А. Еники, С. Хаким, И. Гази), которые стремились взглянуть на войну с высоты общечеловеческих ценностей.

В 1960-е годы в татарской литературе начинается возвращение к национальным литературным истокам, ведётся поиск возможностей возрождения художественных традиций. Наряду с официальной тенденцией, опиравшейся на принципы соцреализма, громко заявляет о себе традиционно-гуманистическая, основанная на эстетических ценностях многовековой татарской литературы.

В творчестве Г. Абсалямова проявляется новая концепция героя – образ сильного и храброго татарина, способного изменить мир, победить смерть. Начавшее формироваться ещё в военные годы творчество А. Еники возвращает в татарскую литературу сложный, психологически и философски обогащённый стиль татарских писателей начала ХХ века.

На передний план выходит проблема судьбы национальных ценностей, родного края (А. Еники. «Родная земля» (1959), Г. Баширов. «Родной край – колыбель моя» (1967)). Многие авторы через эпический взгляд на татарскую деревню сумели охватить историю ХХ в.: они стремились оценить трагические последствия коллективизации и культа личности, деградации сильной личности, обратили внимание читателя на те испытания, которые выпали на долю татарского народа (А. Гилязов, Х. Сарьян, М. Магдеев).

Татарская литература сформировала оценочный взгляд на сложную историю ХХ века: авторы обратились к проблеме тоталитаризма, приступили к нетрадиционному освещению событий Великой Отечественной войны, к поиску причин нивелирования национальных духовных ценностей и нравственного упадка. Началось художественное переосмысление истории народа (Н. Фаттах. «Итиль-река течёт» (1972), «Свистящие стрелы» (1977 – 1985), М. Хабибуллин. «Кубрат-хан» (1985), Р. Батулла. «Сююмбике » (1992)).

Начиная со второй половины ХХ века татарская поэзия постепенно превращается в выразителя гражданской позиции, зачастую критического отношения к действительности, но не в открытой форме, а через двойственность содержания, применение приёмов эзопова языка, условных образов и символов, ассоциаций (Х. Туфан, Г. Афзал, И. Юзеев).

Революционные изменения в татарскую поэзию привнесло авангардное творчество Р. Файзуллина. Оттепель в общественно-культурной жизни СССР ввела в литературный оборот ранее табуированные темы и мотивы. Трагедия эпохи тоталитаризма была осмыслена как трагедия людей, переживших несправедливость и напрасные мучения.

На этом этапе развития татарский язык испытал сильное влияние различных языков, что оказывало определённое воздействие и на его грамматическую структуру. Однако основу словарного состава татарского языка составляет исконная общетюркская лексика. Арабо-персидские заимствования преобладают в культовой лексике и антропонимике, а русские заимствования (сюда входят и интернационализмы, проникшие через русский язык) имеют большой удельный вес в научной, технической, промышленной и строительной лексике.

Язык – душа и жизнь народа, он является хранилищем любви к родной земле, культуре, религии, величайшим наследием татарского народа, древним и таким молодым.



Made on
Tilda