Как в Казани обучают детей с ограниченными возможностями здоровья
Как организовано инклюзивное образование продемонстрировали в лицее №78.
Накануне депутаты Казанской городской Думы и объединение женщин-депутатов «Өмет – Надежда» посетили учебные заведения, в которых организовано инклюзивное образование. В частности, они ознакомились с работой лицея №78 «Фарватер» Приволжского района и реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Солнечный». Выездное совещание провела секретарь Казанской городской Думы Альбина Рафикова.

Директор лицея Альфия Урманчеева провела депутатам экскурсию и рассказала о том, как организовано обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Она сообщила, что на сегодняшний день в здании 1978 года постройки обучаются 1273 ребенка, 140 из них – дети с ОВЗ, 31 из которых получает образование в инклюзивных классах.

- Инклюзивный лицей – это редкость сейчас. Наши дети с ОВЗ обучаются, как и все остальные, и получают углубленные знания. Хочется отметить, они показывают очень хорошие результаты. Как правило, ЕГЭ они пишут даже лучше, чем обычные дети, – поделилась Альфия Урманчеева.

Она отметила, что лицей дважды получал поддержку по федеральной программе «Доступная среда», благодаря чему в нем появился лифт.

- Это наша гордость, потому что пристроить лифт в школу такой старой конструкции достаточно тяжело, – сказала руководитель лицея, добавив, что в здании также оборудованы поручни, пандусы и санузел для детей с ОВЗ.

Депутаты осмотрели несколько классов. В них проходили уроки, и гости смогли своими глазами оценить то, как организован учебный процесс. Депутатам показали специальные стулья, которые позволяют учащимся с особенностями здоровья перемещаться из одного помещения в другое. Они есть в каждом кабинете.

В одном из инклюзивных классов депутаты поговорили с детьми с ОВЗ, которые признались, что чувствуют себя комфортно и не испытывают особых трудностей во многом благодаря поддержке учителей и одноклассников.

Также участники выездного совещания посетили школьные музеи – посвященные морскому флоту и подводникам, а также Великой Отечественной войне. Об истории школьных экспозиций рассказали сами учащиеся. Например, они показали гостям часы, которые были переданы в лицей после катастрофы в Баренцевом море, где затонула атомная подводная лодка «Курск».

- Школа славилась содружеством с морским собранием РТ. Музея подводного флота нет нигде в Татарстане. Поэтому мы решили, что это нужно внедрить и в образование. Так у нас появились морские кадетские классы. Они и учатся, и физическую подготовку проходят и самообразованием занимаются. У нас 120 учеников-кадетов, – сообщила Альфия Урманчеева.

Депутаты поинтересовались, требуется ли учителям специальное образование для работы в инклюзивных классах. Директор лицея ответила, что они проходят переподготовку – эксперты приглашаются прямо в лицей и проводят в нем курсы. Более того, учителя лицея №78 достигли такого уровня профессионализма, что сами делятся опытом с преподавателями со всей страны.

- Мы обучили уже 3 тысячи учителей России. Получаем очень много заявок. Мы выиграли грант, и в рамках него объездили почти всю страну, обучая коллег, – сказала она.

Затем депутаты встретились с родителями учеников, поздравили их с прошедшим Днем знаний и прошли в кабинет первоклассников – класс, где учатся дети с ОВЗ. Гости пожелали новоиспеченным школьникам легкой учебы, отличных оценок и подарили подарки. Депутаты вручили первоклассникам книги «Атлас мира».

В завершение экскурсии депутаты Казгордумы осмотрели кабинеты психологии, медицинской помощи и спортзал для детей с ОВЗ. Альфия Урманчеева отметила, что, несмотря на оснащенность лицея, остаются проблемы. Школе недостает помещений.

- Нам не хватает столовой, спортивных площадок, бассейна, актового зала. Мы не можем сделать полноценный кабинет робототехники, потому что дети с ОВЗ туда просто не проедут, им нужны более просторные кабинеты. Решением проблемы может стать пристрой. И в этом году нас услышал мэр Казани Ильсур Метшин, он обещал помочь, – рассказала директор лицея.

- Мы с вами на одной волне. У нас созыв молодой, новый, все активные и инициативные. Мы понимаем, сколько всего делается для детей с ОВЗ, поэтому обращаем внимание на поддержку родителей таких учеников. Сейчас мы усиленно этим занимаемся, встречаемся с родителями, поддерживаем их, проводим онлайн-консультации и встречи, где оказываем психологическую поддержку, в этом нам помогает центр психологической помощи «Доверие». Спасибо вам за то, что вы делаете! Будем готовы рассмотреть ваши инициативы и поддержать. Ваш лицей – яркий пример того, как нужно работать учебным учреждениям, и этот опыт мы должны тиражировать, – заключила секретарь Казгордумы Альбина Рафикова.

Также депутаты посетили реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Солнечный», расположенный на улице Зорге, 103. Как рассказал директор центра Рустам Ахмадуллин, объект был открыт в декабре 1993 года для того, чтобы комплексно решить проблемы семей, воспитывающих детей с ОВЗ. Каждый день центр посещают порядка 97 детей, штат сотрудников составляет 74 человека – специалисты по социальной работе, дефектологи, учителя-логопеды, психологи, медицинские работники.

- Преимуществом нашего центра является то, что во время прохождения реабилитации дети имеют возможность обучаться в коррекционных классах лицея №78, – сказал он.

Рустам Ахмадуллин ознакомил участников встречи с услугами, которые здесь предоставляются, с техническим оснащением и рассказал об успехах воспитанников. Депутаты оценили условия доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения, обратили внимание на помещение «Соляная пещера». Она была оборудована на средства, собранные на Ярмарке добра в рамках проекта «Дети – детям» в 2018 году учащимися казанской гимназии №19.

Made on
Tilda