В Год родных языков, которым нарекли 2021 в Татарстане, «Новости региона» начали рассказ о языках, на которых говорят жители республики. Сегодня остановимся на удмуртском языке.
Наибольшее количество удмуртов расселены в Удмуртской Республике, где они составляют 28% населения. Значительное количество удмуртов проживают компактно в Башкортостане и Татарстане, в Пермском крае, в Кировской и Свердловской областях, в Марий Эл.
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, удмуртов 552299, из них 410584 проживает в Удмуртской Республике. В Удмуртии также живут бесермяне (2201), родной язык которых принято относить к удмуртскому (бесермянский диалект, или наречие удмуртского языка). Всего в РФ владение удмуртским языком указали 324 338 человек (из них 299 346 проживают в Удмуртской Республике), в том числе 298 628 удмуртов, остальные — представители иных национальностей. В качестве родного удмуртский язык выбрали 347 970 человек.
В удмуртском языке принято следующее диалектное членение:
- северное наречие:
- верхнечепецкий диалект,
- среднечепецкий диалект,
- нижнечепецкий диалект,
- южное наречие:
- собственно южный диалект: кизнерские и можгинские говоры; среднеюжные говоры; граховские говоры; алнашские (нижнеижские) говоры; кырыкмасские говоры,
- периферийно-южный диалект, включая шошминский, кукморский, бавлинский, татышлинский, буйско-таныпский, красноуфимский, канлинский, ташкичинский, шагиртский говоры,
- бесермянское наречие:
- юндинский говор,
- лекминский говор,
- западный говор,
- срединные говоры.
- среднезападные говоры (включая прикильмезские говоры),
- средневосточные говоры,
- привалинские говоры,
- нылгинский говор,
- приижские: средне- и верхнеижский говоры.
Удмурты традиционно жили соседскими общинами, в составе которых распределялась земля. Группы, связанные родственными связами, представляли собой патронимические объединения. Более крупные объединения, роды, нередко имели общее наименование и божеств покровителя рода (вордшуд). Семейно-родовое имущество помечалось специальными знаками собственности.
До XVII в. удмурты сохраняли большие семьи (по 20–25 человек); постепенно происходило разделение на малые семьи – супружеские пары с детьми, которые выделялись в отдельные хозяйства. Семейно-родственные объединения не утратили своего значения и в настоящее время, в частности, они релевантны для некоторых местных традиций при проведении общих молений традиционного календаря, семейных обрядах, гостевых визитах в праздники.
Традиционная религия удмуртов – этнические верования с пантеоном божеств, во главе которых находится Инмар (бог неба). Почитались также хозяева леса, бани и т.п., а также нечистая сила, которая ассоциировалась с различными болезнями. Моления совершались в священных рощах (кереметь, керемет), жрецами, которые назначались в ходе специального обряда. Моления совершались в особой одежде и имели строго регламентированную структуру; в ходе обрядов совершались жертвоприношения скота и подношения богам в виде пищи, монет, ткани и под. Особые обряды проводились в семейно-родовых святилищах (куала), где хранилась главная святыня рода, изображение Вордшуда. В святилищах приносили в жертву домашних животных и водоплавающих птиц.
В XVII–XVIII вв. проводилась миссионерская работа и массовая христианизация удмуртов. В ходе христианизации многие обряды и традиционные божества были переосмыслены и объединены с христианскими, например нюлэсмурт («лесной человек») слился с образом Николая Чудотворца; в удмуртском святилище появились иконы, т.е. сложился синкретизм православия и традиционных верований. В XVII–XVIII вв. многие семьи, чтобы избежать христианизации, переселялись на территорию современных Татарстана и Башкортостана (группа закамских удмуртов), где и настоящее время в значительной мере сохраняют традиционную религию.
Бесермяне, которые говорят на разновидности удмуртского языка, представляют собой отдельный народ (с 1926 по 1990 год они отмечались как этнографическая группа в составе удмуртов). К началу XX века среди бесермян были группы, исповедовавшиеся ислам, и православные. В настоящее время вероисповедание многих бесермян можно охарактеризовать как синкретизм христианства, ислама и традиционных верований. В частности, бесермяне совершают жертвоприношения хозяину леса и проводят моления в священных рощах; при этом они празднуют Рождество и Пасху; по умершему читают соответствующие молитвы из Корана, для чего могут приглашать муллу или татарина. В начале ХХ в. термином «кърбан» называли жертвоприношение и моление, которое проводилось совместно муллой и приходским священником в смешанных татарско-бесермянских селениях, для того чтобы вызвать дождь.
Генеалогия Удмуртский язык принадлежит к пермской группе финно-пермских языков, входящих в уральскую языковую семью. Ближайшими родственными языками являются языки коми (коми-зырянский, коми-пермяцкий; некоторые специалисты особо выделяют коми-язьвинский). В удмуртском языке принято выделять северное, южное, бесермянское наречие и срединные говоры.
Распространение Удмуртский язык наиболее широко распространен в Удмуртской Республике, где, по данным переписи 2010 г., 28% составляют удмурты (410 584 человек). Значительное число удмуртов (более 0,3% от общего числа населения) также проживает в Татарстане, Башкортостане, Пермском крае, Кировской области, Свердловской области.
Название населенного пункта Численность населения Диалект Численность удмуртов Количество носителей Год и источник данных Удмуртская Республика 1466623 северное наречие, южное наречие, срединные говоры, бесермянское наречие 410 584 (+ 2201 бесермян) 241148 2010, перепись Татарстан 3 780 436 южное наречие, кукморский, шошминский и бавлинский говоры (периферийно-южный диалект) 23454 17478 2010, перепись Башкортостан 3974720 канлинский, татышлинский, бавлинский и закамский говоры (периферийно-южный диалект) 21 477 14925 2010, перепись Пермский край 2515738 закамский говор 20 819 9903 2010, перепись Кировская область 1305727 северное наречие, срединные говоры, шошминский говор (периферийно-южный диалект) 13 639 6344 2010, перепись Свердловская область 4064769 красноуфимский говор (периферийно-южный диалект) 13 789 3988 2010, перепись Марий Эл 662 330 шошминский говор (периферийно-южный диалект) 1932 не указано 2010, перепись
В этническом и историческом аспекте важно различение северных и южных групп удмуртов, носителей северного и южного наречия. Северные удмурты были расселены на Вятской земле вместе с русским населением, в то время как южные удмурты в средние века были под властью Волжско-Камской Булгарии, позднее – Золотой Орды и Казанского ханства.
Языковые контакты и многоязычие Наибольшее влияние удмуртский язык испытывает со стороны русского и татарского. Удмурты более восьми веков контактируют с русским населением и более девяти – с татарами. Можно сказать, что русские заимствования больше встречаются в северных диалектах удмуртского, а татарские – в южных диалектах, однако направлений заимствования несколько и за много веков происходили смешения в результате миграций групп населения и изменения политической ситуации.
Начиная с XIX века идет процесс создания системы образования для удмуртов и обучения их русскому языку, который продолжается и после революции. С 1930-х годов XX века проводится политика русификации образования, которая, в числе прочих причин, способствует распространению билингвизма. В настоящий момент более 98% удмуртов в Удмуртии владеют русским языком и лишь 58,4 — удмуртским языком.
Результатом постоянного русского влияния и билингвизма большинства удмуртов во второй половине XX века явилось огромное количество заимствований, как в области лексики, так и в области грамматики.
Кроме русского, удмуртский язык более девяти веков находится в контакте с тюркскими языками Поволжья – в большей степени, татарским, в меньшей степени – башкирским и чувашским.
Наконец, удмуртский язык испытает контактное влияние со стороны марийского языка, в частности, в Мари-Турекском районе Республики Марий Эл (с. Карлыган и близлежащая местность), в Свердловской и Кировской областях.
В настоящее время удмурты, проживающие в Удмуртской Республике и на северо-востоке, являются билингвами (владеют русским и удмуртским) или владеют только русским языком. Немалое количество удмуртов, живущих в Башкортостане и Татарстане, с рождения владеют тремя или даже четырьмя языками – кроме удмуртского и русского, татарским и башкирским (напр., деревне Старый Кызыл-Яр в Башкортостане). Некоторые удмурты, находящиеся в контакте с марийцами, владеют также марийским языком.
Еще в конце XX веке были многочисленны случаи, когда не-носители удмуртского языка, попадающие в удмуртоязычную среду (чаще всего в результате смешанных браков), выучивали язык. В населенных пунктах с преобладанием удмуртского языка дети из иноязычных семей (русских, татарских и др.), осваивали удмуртский язык в детском саду или в играх со сверстниками. Сейчас это в целом происходит намного реже; по большей части, молодые люди в смешанных семьях переходят на русский.
Д
инамика развития языковой ситуации На настоящий момент из 552299 удмуртов 98,9% владеют русским языком и лишь 54,2% – удмуртским (согласно переписи населения 2010 года). Большинство удмуртоговорящих проживает в сельской местности (69%). Среди них 9% детей до 14 лет и 16% населения старше 66 лет.
Ситуацию с удмуртским языком на протяжении XX века в целом можно охарактеризовать как постепенное уменьшение сфер употребления удмуртского языка и переход основной массы удмуртоговорящих на русский язык. Данный процесс является результатом нескольких факторов, в частности, урбанизации и индустриализации, политики СССР в отношении республиканского образования, а также потери традиционной религии удмуртов.
К началу XX века удмуртское население было рассеяно на полиэтничной территории, заселенной русскими, татарами, башкирами, марийцами. Традиционные занятия удмуртов – земледелие, скотоводство, ремёсла (рубка леса, изготовление тканей, вязание, вышивка). Как в быту, так и в ходе традиционных занятий, в основном, используется родной язык. В целях интеграции удмуртов в Российское государство и христианизации населения первые школы ставят задачу изучения русского языка, а родной язык используется в качестве инструмента преподавания. На рубеже веков разворачивается деятельность первых педагогов, ученых и литераторов, и формируется литературный язык.
После революции в связи с задачей просвещения малочисленных народов и вовлечения их в социалистическую идеологию активно создаются школы, где преподавание по возможности ведется на удмуртском языке; русский язык является предметом изучения.
В 1920 году была создана Вотская автономная область, которая включала значительное количество русских населенных пунктов и в которую, в свою очередь, не было включено около четверти территорий проживания удмуртов (по данным переписи 1926 году, в ВАО проживает 78,7% процентов всех удмуртов и 91,7% бесермян; значительное количество удмуртов в Вятской губернии, Татарской и Башкирской АССР, в Марийской автономной области, Уральской области и в Сибирском крае). В 1920-е гг. активно идет процесс национального строительства и создания литературы на удмуртском языке. Издаются учебники и словари для удмуртской школы; идет процесс обучения удмуртских учителей. Параллельно с расширением числа национальных школ открываются педагогические техникумы и срочные курсы для преподавателей. Результатом активной работы явилось повышение грамотности удмуртов и освоение русского языка: к концу 1920-х гг. грамотность удмуртов составляет уже более 25%, начальным образованием охвачено более половины детей 8–11 лет.
Введение обязательного начального образования в 1930/1931 учебном году способствует повышению грамотности и владения русским языком; параллельно ученики осваивают удмуртский литературный язык и письменность. Однако в 1930-е гг. разворачиваются судебные процессы над «буржуазными националистами» (дело «СОФИН»). Арестованы и репрессированы ведущие ученые и литераторы, создавшие удмуртский литературный язык и способствовавшие развитию образования в Удмуртии; изъято из школьных программ около 80% школьных учебников, методических разработок и произведений художественной литературы. Одновременно в ходе процессов индустриализации и урбанизации в 1930-е гг. происходит переориентация школ на преподавание в старших классах на русском языке.
В годы Великой Отечественной войны сокращается число преподавателей в школах и педучилищах; в результате многие национальные школы переходят на русский язык или сливаются с русскими школами. К 1950 году в Удмуртии не остается не одной удмуртской средней школы. Оценка работы школ показывает низкое качество образования в удмуртских школах; причину многие видят в плохом знании русского языка. В 1958 году на республиканском совещании принимается решение о переходе всех школ на русский язык. Постепенно родной язык в качестве инструмента преподавания вытесняется не только из средней, но и из начальной школы. В 1960-е гг. принимается решение о приоритетном обучении иностранным языкам; увеличение часов иностранного языка происходит за счет уменьшения количества часов родного языка.
Индустриализация и внедрение новых технологий в XX веке приводит к развитию новых сфер деятельности, где в основном используется русский язык. В административной, законодательной и судебной сферах также преобладает русский язык. В соответствии с этим, городское население, в основном, использует русский язык. Постепенно складывается отношение к удмуртскому языку как к «деревенскому», не престижному, «ненужному» в жизни и работе.
В 1990-е годы происходит переоценка ценностей и приоритетов, в том числе в сфере малых языков. Закон «Об образовании» 1992 года гарантирует гражданам РФ получение образования на родном языке; для этого вводятся региональные стандарты образовательных программ. Активно создаются общественные организации удмуртов,появляются энтузиасты и активисты, ратующие за сохранение родного языка и культуры. Открываются новые школы, в которые преподается удмуртский язык, увеличивается контингент учащихся, изучающих удмуртский. В городах растет интерес к родному языку. Появление Интернета, мобильных приложений и социальных сетей в 1990-е и 2000-е гг. также способствует укреплению позиций удмуртского языка. Удмуртские энтузиасты создают форумы, сайты, группы в социальных сетях, выкладывают в Интернет удмуртские песни, книги и видео, проводят онлайн-мероприятия.
Однако одновременно с этим в сельской местности, где более высок процент удмуртоговорящих, происходит упадок: разоряются крупные и мелкие хозяйства, молодежь сталкивается с недостатком рабочих мест. В 2000-е годы нехватка рабочих мест заставляет молодые семьи с детьми переезжать в города, где они оказываются в русскоязычной языковой среде. В сельских школах остается мало учеников, многие классы остаются неукомплектованными, что приводит к закрытию школ. Соответственно, происходит сокращение числа национальных школ и учащихся, изучающих удмуртский, практически вдвое. Языковые энтузиасты и активисты сталкиваются с недостатком финансирования.
В результате, на настоящий момент продолжается сокращение числа людей, осознающих свою принадлежность к удмуртской национальности, а также сокращение числа удмуртоговорящих.
Динамику изменения количества удмуртов можно проследить в следующей таблице, сделанной по данным переписей:
Перепись 1926 1939 1959 1970 1979 1989 2002 2010 Число удмуртов 514053 606326 624794 704328 713696 746793 636906 552299 По тем же данным, медианный возраст удмуртов на 2010 г. – 44,2 года, что представляет повышение на 4,2 года по сравнению с предыдущей переписью (для сравнения, в среднем по РФ медианный возраст 38 лет; у даргинцев он составляет 26,9 лет). Это говорит об снижении рождаемости или об уменьшении числа молодых людей, осознающих свою принадлежность к удмуртской нации.
В 2010 году только 54,2% удмуртов указали владение удмуртским языком. По большей части, это сельские жители (69%); в городах преобладает русский язык. Национальный состав Удмуртской Республики в сельской местности и в городах также несбалансирован: согласно, 55% удмуртов живет в сельской местности, в то время как большинство татар и русских (более 80%) проживает в городах.
Удмуртский язык в образовании
Уже после 1960-х годов удмуртский язык не используется как инструмент образования в школе, а является предметом изучения, наряду с удмуртской литературой. Филологические факультеты и педагогические вузы проводят лекции и семинары на литературном удмуртском языке, а также публикуют учебные пособия.
В 2000/2001 учебном году удмуртский язык и литературу изучало 31459 школьника в 415 школах. В 2010 году удмуртский язык преподавался в 328 школах, в 2015–16 учебном годах это число снизилось до 269. Из них только 10 школ находились в городах.
Даже если говорить только о преподавании удмуртского языка, многим школам не хватает ресурсов. В результате, в некоторых школах в одной группе учатся и дети, говорящие по-удмуртски, и дети, не знающие удмуртского, что сильно снижает качество преподавания. Далеко не все школы могут позволить себе разделить детей на группы в зависимости от владения удмуртским как родным, т.к. для этого необходимы соответствующие педагогические кадры и методическое материалы.
В вузах преподавание на удмуртском языке ведется на филологических факультетах и отделениях. В области гуманитарных наук, в особенности, филологических специальностей, делаются доклады и выходят научные работы на удмуртском. Другие специальности, в основном, используют в научном общении русский язык.
Владение языком городским и сельским населением Удмуртской Республики. На использование языка в целом оказывает сильное влияние неоднородность национального состава Удмуртской Республики. По данным переписи 2010 г., удмурты составляют лишь 28% населения; русских в республике 62,2%, татар – 6,7%, представителей других национальностей – 3,1%. При этом русские и татары расселены по большей части в крупных городах.
В целом, удмуртский язык используется в быту, в земледельческих и скотоводческих хозяйствах, а также работниками учреждений культуры и теми работниками образования, которые специализируются на удмуртском языке.
Отношение удмуртов к родному языку
В переписи 2010 г. на вопрос о том, какой язык является для них родным, удмуртский выбрало больше половины респондентов (больше, чем число владеющих удмуртским языком). Этот показатель существенно ниже, чем в 1960-е гг.; на протяжении второй половины XX века доля удмуртов, признающих родным удмуртский язык, уменьшается с каждым десятилетием.
Такое снижение, по-видимому, связано не только с утерей родного языка, но и с изменением самооценки и осознания себя его носителем.
Жители Удмуртии, владеющие удмуртским языком, по-разному оценивают языковую ситуацию. Для многих приоритетом является ценность языка при устройстве на работу; поскольку имеющиеся рабочие места, по большей части, локализованы в городах и требуют знания русского языка, то родители считают более важным обучение ребенка русскому языку.
На создавшееся положение в значительной степени повлияла урбанизация и переселение молодых семей с детьми из сельской местности в города. Поскольку начиная с 1990-х годах. в сельской местности стремительно сократилось число рабочих мест, многие семьи вынуждены были искать работу в городах. В свете этого, они попадали в чуждую языковую среду (другие локальные разновидности удмуртского языка или, чаще всего, русский язык), теряя связь со своим диалектом. Следствием этого является переход многих на русский язык. Довольно часто складывается ситуация, что дети, которые растут в городе и приезжают в сельскую местность только на выходные и на каникулы, усваивают удмуртский язык «пассивно». В городе они общаются со сверстниками на русском языке, а в селе стесняются говорить на удмуртском с родными, т.к. не владеют им в достаточной степени.
Тем не менее, в целом среди всех поколений сохраняется отношение к родному языку как более «красивому» согласно опросу; это тот язык, который они бы выбрали для разговора о любви, о земле, о природе, о животных и о традиционных сельских занятиях. На удмуртском языке песни «звучат лучше», чем на русском. Русский язык, по мнению большинства опрошенных, напротив, больше подходит для разговора о политике, о работе, а также для официальных документов.
В последние годы во многих деревнях отремонтировали и отстроили клубы, где стараются возрождать местные традиции, обряды и праздники. На таких мероприятиях обычно готовят традиционные удмуртские блюда, поют песни, играют в традиционные игры, администрация выступает с речью на удмуртском языке. Обычно у клубов есть страницы на сайте Вконтакте, где выкладываются видео с таких мероприятий. В целом, они стимулируют национальную идентичность народа и повышают его интерес к родному языку. Молодежь выкладывает видео с праздников в Интернете и обсуждает их на удмуртском языке. Однако довольно часто языковая активность на таких праздниках не идет дальше и не меняет каждодневного языкового употребления.
Таким образом, языковая ситуация в Удмуртии следующая: в больших городах, в основном, используется русский язык. Удмуртский сохраняется в сельской местности, однако благоприятная среда для сохранения языка создается только в тех населенных пунктах, где достаточно рабочих мест (райцентры, большие села) или недалеко от больших городов. Это позволяет населению работать, не переезжая в большой город насовсем и сохраняя постоянный контакт с языковой средой. Сельские занятия – огородничество, скотоводство – не позволяют прокормить семью с детьми. Если же в сельском поселении мало рабочих мест (обычно это почта, магазин, кочегарка, клуб), то их обычно занимают люди старшего поколения, а молодые уезжают в города, где они и их дети говорят преимущественно по-русски.
Иначе обстоит дело с удмуртским языков за пределами Удмуртии. Многие отмечают, что в целом финно-угорские языки более сохранны в Татарстане и Башкортостане, чем в титульном регионе. В частности, по данным переписи 2002 г. более 80% удмуртов Татарстана, Башкортостана и Марий Эл считают удмуртский язык родным (в Удмуртии этот показатель составляет 75,7% по данным переписи 1989 г. и 62,2% в 2010 году).