Построенный Иваном Грозным и излюбленный туристами: Почему Свияжск - главная визитная карточка Татарстана
«Новости региона» рассказывают об одном из главных «культурных» центров Татарстана
Татарстан один из самых многонациональных регионов России. В республике говорят на десятках языков. При этом все народы, населяющие Татарстан, объединены общими культурными традициями. История современного Татарстана отражает всю суть национальных культур.

Каждый город хранит в себе загадки и тайны, достойные внимания. Один из таких городов - Свияжск. Хоть остров-град и называют православной святыней Татарстана, там найдется много интересного и для представителей других конфессий.

Остров-град Свияжск расположен в 30 километрах от Казани, в устье быстрой полноводной речки Свияги. Уникальный город-крепость, построенный всего за четыре недели, несколько веков был общероссийской православной святыней, притягивавшей множество людей из самых разных концов страны.

12 февраля 1550 года московский царь Иван IV осадил Казань. Осада длилась одиннадцать дней, было много погибших с обеих сторон. 25 февраля царь отступил. Возвращаясь домой, русские войска остановились на правом крутом берегу Свияги. Здесь Ивану IV приглянулся поросший лесом остров «Круглая гора», который, возвышаясь над Волгой, позволял держать под контролем речные пути, дороги и саму Казань.

Царь задумал выстроить здесь городок-крепость, который помог бы ему захватить столицу Казанского ханства. Он поручил военному инженеру дьяку Ивану Выродкову составить чертежи крепости и начать строительство, но не на выбранном месте, а в угличских лесах, в вотчине бояр Ушатых.

Всю зиму за тысячу километров от Казани рубили город со стенами, башнями и церквами. Весной 1551 года после пробной сборки все постройки разобрали, погрузили на суда, и сплавили к устью Свияги.

КАК ЗАРОЖДАЛСЯ ГОРОД

Город заложили 24 мая 1551 года. Вершину горы спешно очистили от леса, но выяснилось, что привезенного материала хватит лишь на половину города, остальное пришлось рубить из местного дерева.

Небывалый случай в истории архитектуры - за четыре недели на Круглой горе, омываемой рекой Свиягой и Щукой, вырос целый деревянный город-крепость с мощными дубовыми стенами, златоглавыми церквями, расписными избами, высокими башнями и колокольнями. Город назвали в честь основателя Иван-городом, позднее стали именовать «Новый город Свияжский», а вскоре закрепилось короткое название Свияжск - от реки Свияги.

БЫСТРЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

Мощная крепость после завоевания Казани превращается в крупный административный и торговый город, куда прибывают иностранные посольства и иноземные купцы.

Позднее Свияжск - это монастырский городок, где жизнь проста, тиха и наполнена благодатью, затем - уездный город Казанской губернии, которому в 1781 году учредили свой герб - на щите изображен город, плывущий на корабле, а под ним рыбы.

Это дань памяти чудесной постройки города, привезенного из угличских лесов. После революции Свияжск - это разграбленные, оскверненные храмы, в которых размещались тюрьмы и исправительные учреждения…

ГЛАВНЫЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Сегодня город-крепость возрождается. Как и в былые времена, можно увидеть белокаменные монастырские стены, золотые маковки церквей, как и прежде, здесь живут люди - возможно, потомки тех, кто создал это сказочное чудо, имя которому Свияжск.

На высоком берегу острова гостей города встречает скромная белая церковь с невысокой колокольней - церковь Константина и Елены, построенная в ХVI веке. Она видна со всех сторон и удивительно гармонично вписывается в природное окружение острова. Это единственная из сохранившихся в Свияжске посадских церквей. Когда-то она разделяла верхнюю часть города - крепость и нижнюю - посад, где жили ремесленники.

А на месте границы находились Рождественские ворота - главный въезд в город. По обе стороны Рождественских ворот располагалась главная городская площадь. Со стороны посада на площади находился гостиный двор и лавки. Торговые ряды спускались к реке Свияге, здесь была пристань, куда причаливали суда с товарами. Ежегодно 8 июля и 25 сентября (по старому стилю) в день престольных праздников в честь Казанской иконы Божьей Матери в Свияжске проводились ярмарки.

Город был известен своими купцами, которые строили здесь всем на диво деревянные и каменные дома. Первый этаж - пекарня, торговые лавки, магазины, второй этаж - жилые помещения для семьи купца.

ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Прогуливаясь по улицам Свияжска, невозможно не восхищаться деревянным кружевом, в которое одеты купеческие дома. Причудливой формы балкончики, замысловатые наличники, изящные въездные ворота - все это создает неповторимый облик русского городка. Здесь каждый дом, каждое здание имеет свою историю. И чем дальше мы продвигаемся по неширокой тропинке в глубь острова, тем дальше погружаемся в глубь веков, в то время, когда Свияжск был, прежде всего, духовным центром. И вот перед нами Святые врата - вход на территорию женского Иоанно-Предтеченского монастыря.

Один из интереснейших монастырских ансамблей Свияжска - это Иоанно-Предтеченский женский монастырь, основанный в конце ХVI века. В 1795 году он был перенесен на место упраздненного Троице-Сергиевского монастыря, где находится и поныне.

Монастырь окружен каменной оградой, отделяющей святую обитель от суетного мира.

Самая древняя постройка монастыря - это деревянная Троицкая церковь, единственное сохранившееся до наших дней сооружение из тех, которые были срублены под Угличем и доставлены к устью Свияги весной 1551 года. Вот уже почти пять столетий насчитывает история этой церкви, которая была свидетелем многих событий, происходивших в Свияжске.

Пожары и время пощадили ее, и теперь она представляет собой уникальный образец древнерусского зодчества. По форме церковь святой Троицы напоминает крест - символ христианской веры, обращенный на восток. Внутри помещение церкви больше похоже на деревенскую избу.

ЗАГАДКИ ТРОИЦКОЙ ЦЕРКВИ

Деревянные скамейки, массивные двери, спокойное освещение, аромат некрашеного дерева создают атмосферу домашнего уюта. Вся суета внешнего мира вдруг отступает. Создается ощущение, что после долгих бесцельных скитаний ты, наконец, вернулся туда, где тебя любят и ждут, где все поймут и простят, согреют лаской и заботой.

В этом и есть особенность русских деревянных церквей. Срубленное дерево здесь будто продолжает жить - согревает зимой и дарит желанную прохладу летом. Ощущение чего-то родного, близкого усиливает тонкий, едва уловимый запах свечного воска, которым насквозь пропитаны древние стены.

Простое убранство церкви дополняет четырехъярусный резной иконостас, поражающий своей красотой. Царские врата украшены иконами с изображением Благовещения и апостолов-евангелистов. Обращают на себя внимание яркие одежды святых и латинские надписи, чуждые православному храму. Происхождение иконостаса пока не установлено и является одной из загадок Троицкой церкви.

ЧЕМ ИНТЕРЕСНА СЕРГИЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

В центре монастыря располагается Сергиевская церковь - первое каменное здание на территории обители. Толстые стены храма выложены из тесаного белого камня.

Здание имеет два этажа. Внизу размещались кельи для монахов, а наверху церковь.

При храме была трапезная, где прихожане дожидались начала службы, угощались. Там же размещались богомольцы, приходившие в монастырь издалека в дни больших праздников, эта часть храма использовалась также для поминальных обрядов и для чтения царских указов.

Самым молодым храмом Иоанно-Предтеченского монастыря является собор Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Он был заложен в мае 1898 года. Архитектор Малиновский построил его в распространенном в те годы ложновизантийском стиле.

Украшенный величественным куполом, собор и сегодня возвышается над древними монастырскими строениями. Всякого входящего в него храм поражает огромным внутренним пространством. Солнечный свет проникает через множество окон, украшающих купол и арочные перекрытия собора. В центре храма солнечные лучи встречаются и даруют Божью благодать всякому входящему с открытым сердцем и чистой душой.

На территории Иоанно-Предтеченского монастыря привлекают внимание кельи, где издавна жили монахини. Проста и нетороплива была их жизнь в обители. Скромное убранство келий: узкая кровать, столик, скошенная подставка-аналой, помогали отрешиться от мирских забот и полностью посвятить себя служению Богу. Чуть поодаль находится корпус игуменьи - простое строение, служившее домом матушке-настоятельнице монастыря.

Вот таким дошел до наших дней ансамбль Иоанно-Предтеченского женского монастыря. А в южной части острова взорам путешественников открывается, пожалуй, самый знаменитый в Свияжске мужской Успенский монастырь.

Он был основан в 1555 году архиепископом Гурием. Здесь сохранились два уникальных памятника времен Ивана Грозного - Успенский собор и Никольская трапезная церковь.

УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Собор Успения Пресвятой Богородицы был возведен в 1560 году из белого камня. Строили храм псковские мастера при участии Постника Яковлева и Ивана Ширяя. Небольшой храм восхищает гармонией линий. Причудливые архитектурные детали придают Успенскому собору воздушность, легкость. Создается впечатление, что перед нами сказочный теремок, сошедший с картины неизвестного художника.

Сразу после возведения Успенский собор был расписан внутри и снаружи. К сожалению, внешняя роспись храма не сохранилась. Но внутреннее убранство собора производит неизгладимое впечатление и надолго остается в памяти всякого, кто однажды открыл тяжелую дверь и оказался под сводами древнего храма. Удивительный, фантастический мир фресок волнует своим великолепием, от них веет далекой стариной. Заботливые руки неизвестного мастера вдохнули в них жизнь, кажется, что им не чужды людские страдания, мечты, радости и переживания. Художники, расписавшие Успенский собор, черпали сюжеты для своих красочных композиций не только из канонических книг, но и из Апокалипсиса и апокрифических легенд (история первых людей в раю и т. д.). На куполе мы видим изображение бога Саваофа. Облаченный в белые одеяния, отливающие прозрачными розовыми и светло-зелеными тонами, Саваоф восседает на золотом троне на двух подушках - зеленой и красной. Он творит, благословляя всех обеими простертыми руками.

Огненно-красный круг за троном символизирует «неприступный свет», в котором живет Господь. Голубая полоса, огибающая круг, обозначает небо и заполнена изображениями херувимов и двукрылых ангелов. Подножие, на которое опираются ступни творца, а также ножки трона стоят тоже на голубой полосе. Глядя на это изображение, невольно вспоминаешь строки Святого Писания: «Небо есть мой трон».

Чуть ниже взору предстают семь Архангелов и Ангел Хранитель. Это небесное воинство - хранители престола Господня. Им отдано право посредничества между небом и землей.

На стенах Успенского собора можно увидеть интересные фрески, посвященные теме «Дни Творения». Художник развивает сюжет росписи, двигаясь по стене слева направо, вслед за солнечным светом. Создается впечатление сопричастности событиям, изображенным древним мастером. Яркие красочные фрески рассказывают нам о сотворении мира - шаг за шагом, день за днем, в той последовательности, как это делал Господь.

Множество фресок посвящено Святой Троице, житиям святых, апостолам, библейским событиям и, конечно, жизни Девы Марии. Храмовая фреска «Успение Пресвятой Богородицы» поражает богатством красок, яркостью, четкостью линий.

Она рассказывает нам о последнем пути самой святой женщины православии Девы Марии. Именно в честь этого события и освящен Успенский собор.

Есть в храме и фреска, рассказывающая о низвержении сатаны и его воинства, что является редким изображением для православных церквей. Свергнутые с неба падшие ангелы летят, неестественно согнувшись, вниз головой.

Можно бесконечно рассказывать о великолепии внутреннего убранства храма. Но лишь однажды, увидев его собственными глазами, можно почувствовать на себе притягательную силу старинных фресок.

Храмовая роспись Успенского собора понятна и близка каждому. Одни, глядя на яркие, запоминающиеся образы укрепляются в своей вере, другие, впервые попавшие в православный храм, невольно замирают, испытывая священный трепет и благоговение перед необыкновенной силой таланта древних мастеров, сумевших донести до нас величественную красоту внутреннего убранства Дома Божьего. Трудно переоценить значение свияжских фресок: ведь это единственный почти целиком сохранившийся до наших дней полный цикл стенной росписи ХVI века.



СТАРИННЫЕ ПОСТРОЙКИ СВИЯЖСКА

Неохотно покидая Успенский собор, мы оказываемся в монастырском дворе, где нашему взгляду предстает Никольская церковь - самое старое каменное здание Свияжска. Она заложена осенью 1555 года почти одновременно с Успенским собором. Через год строительство было закончено. Возвести эту небольшую церковь было необходимо, потому что вновь основанному монастырю срочно понадобилось помещение для церковных служб, а начатое строительство Успенского собора из-за большого объема работ не могли быстро закончить.

Рядом с церковью была возведена колокольня. Это самое высокое сооружение Свияжска имеет высоту 43 метра. Наверх ведет крутая лестница, по которой когда-то поспешно поднимался звонарь, чтобы вдохнуть жизнь, наполнить силой и заставить говорить пять тяжелых колоколов. Колокола созывали монахов к молитве, возвещали окончание службы, прославляли имя Божье. Их веселый перезвон, протяжный, заунывный голос или тревожный набат приносили обитателям монастырских стен радость, печаль или весть о пожаре.

Из нижнего яруса колокольни по подземному ходу был выход к берегу Свияги. Кто пользовался этим тайным ходом? Может быть, те несчастные, которые по воле судьбы оказались в «земляной тюрьме» для усмирения и исправления непослушных монахов и сумевшие каким-то образом оттуда выбраться и прибегнуть к помощи свияжских братьев? А может быть, пользуясь тайным ходом, монахи могли вовремя заметить приближающееся к Свияжску войско неприятеля и, предупредив братию, подготовиться к обороне… Подлинное назначение этого хода до сих пор остается одной из загадок Успенского мужского монастыря.

А на территории обители мы можем увидеть еще немало интересных построек: братские кельи, покои настоятеля - постоянные и летние, больничные кельи. Эти здания живут своей особенной жизнью, каждая постройка здесь имеет свою историю. Мы можем прикоснуться к молчаливым, прохладным камням и как бы перенестись на несколько веков назад, в те времена, когда Успенский монастырь процветал, занимал седьмое место в списке 1105 монастырей Российской империи.

Значительную часть территории монастыря занимал великолепный сад - символ райских кущ. В летний зной он дарил желанную прохладу обитателям монастыря. Можно было отдохнуть от повседневных забот в красивой беседке, покрытой деревянной щепой и украшенной резными деталями. А осенью сад давал богатые урожаи, являясь источником пищи монастырской братии. Этой же цели служил огород, где находилась оранжерея для выращивания ранних овощей и рассады.

СОВРЕМЕННЫЙ СВИЯЖСК

Чуть поодаль можно увидеть старинное монастырское кладбище. Долгие годы здесь находили успокоение обитатели монастыря. Это кладбище стало последним пристанищем и мученикам, погибшим в Свияжске в послереволюционный период. Те годы были тяжелым испытанием для чудо-острова Свияжска и его жителей. Разрушение храмов, надругательство над древними святынями, постоянные аресты и расстрелы - одна из печальных страниц истории острова. Но, несмотря на это, Свияжск сумел сохранить свою самобытность - облик старинного русского городка с золотыми куполами белокаменных храмов, стройными колокольнями, причудливо украшенными купеческими домами.

Сегодня вновь возрождаются древние святыни острова-града Свияжска. С 1997 года вновь начал действовать Успенский мужской монастырь. Братия во главе с настоятелем отцом Кириллом взяла на себя ответственность за реконструкцию храмов и зданий монастыря, являющихся архитектурными жемчужинами Свияжска.

Окруженный со всех сторон водой сказочный остров как магнитом притягивает путешественников. Человек, однажды ступивший на святую, полную неразгаданных тайн землю Свияжска, навсегда сохранит в памяти ту особую атмосферу чего-то возвышенного, нерушимого, которая как бы окутывает остров, превращая его в чудо-град.

Made on
Tilda