Из Азии в Европу: этнополитическая история татар
Как татары перебрались с монгольских и сибирских степей до территории современной республики
Татары - одна из самых многочисленных наций на территории современной России. По численности они уступают разве что русским и украинцам. Меж тем первые татарские поселения были далеко за пределами нынешних границ Татарстана. «Новости региона» выделили главные факты в истории татар и проследили их путь из Азии на европейскую часть России.

ПЕРВЫЕ ТЮРКСКИЕ ПЛЕМЕНА

Первым тюрко-монгольским государством стала держава Хунну (Сюнну), возникшая в конце III в. до н. э. в степях Забайкалья, Монголии и Северного Китая, во главе с вождем (шаньюем) Модэ.

Хунну стали первой кочевой империей, которая сформировала эффективное государственное управление, опирающееся на развитое пространство городской культуры.

Становление первого государства, сформировавшего единство тюркского мира, и его распад привели к Великому переселению народов. С этого момента началась миграция тюркских племен в Восточную Европу.

СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Историческим и этнополитическим наследником державы Хунну стал Тюркский каганат. По тюркской легенде, род Ашина берет начало от хуннского царевича, чудом спасшегося от врагов, и волчицы. Несколько тюркских родов, обитавших в Восточном Туркестане, были объединены под властью клана Ашина, ставшего родом тюркских каганов. Новое объединение стало называться Тюркским государством - Тюрк эль. Под предводительством Бумына тюрки в 551 г. нанесли поражение жуаньжуанам и основали новую державу (552 г.).

Тюркский каганат, являвшийся первой тюркской мировой державой, имел огромную территорию: от Маньчжурии до Крыма, от верховьев Енисея до Памира. Каганат включался в мировую систему дипломатических и экономических отношений с Византией, Ираном и Китаем, взяв под контроль основной стержень двигателя мировой политики - Великий шелковый путь.

Так завершился процесс становления социально развитого общества и тюркской цивилизации, ставшей основой генезиса татар. Именно тогда сложились традиции тюркской государственности, появилась особая тюркская письменность и была выработана мифология (тенгрианство) и картина мира.

ГУННЫ, БУЛГАРЫ И ХАЗАРЫ

Объединение целого ряда племен гуннов привело к созданию во II - V вв. в Восточной Европе могущественного государства, вошедшего в мировую историю. Гуннам принадлежит особая роль в активном перемещении племен в период Великого переселения народов и в разрушении Римской империи.

Происхождение гуннов связано с западной частью племени хунну (сюнну), переселившегося после распада державы хуннов в Западную Сибирь, Приаралье и Приуралье. В конце III в. гунны сокрушили алан и государство остготов и вышли к границам Римской империи.

Гунны, в состав которых входили и булгары, образовали державу от Волги до Дуная. Их правители совершали военные походы на Передний Восток и Римскую империю. Наибольшего могущества держава достигла при Аттиле (434 - 453 гг.). В конце V в. государство гуннов после поражения на Каталаунских полях и в результате внутренних противоречий прекратило свое существование.

Хазарский каганат возник в Северном Прикаспии в 60 - 80-е гг. VII в., после распада Тюркского каганата, а правящий род хазар был связан с правившим кланом Ашина. Хазарский каганат являлся одним из крупнейших раннесредневековых политических объединений Восточной Европы с развитой оседлой и городской культурой.

ВОЛЖСКАЯ БУЛГАРИЯ

После крушения ослабленного Хазарского каганата, которое произошло вслед за походами русов и печенегов (965, 968 - 969 гг.), остатки хазарского населения сохранялись в Нижнем Поволжье, Западном Предкавказье и Крыму.

Видимо, часть их осталась в районе Волги, где они вместе с булгарами и суварами были основным населением города Саксина. В XI в. Нижнее Поволжье вошло в сферу политико-экономического влияния Волжской Булгарии.

В процессе сложения государства наиболее сильной оказалась этнополитическая общность булгар. Разгром Хазарского каганата привел к их усилению, около 980 г. они объединились в единое Булгарское государство.

Волжская Булгария занимала территорию от Среднего Поволжья до Южного Урала. Известно около 200 укрепленных поселений, среди которых и остатки крупных городов - Болгар, Биляр, Сувар, Джукетау, Тухчин, Ошель, Бряхимов и др.

Крупнейшим городом был Биляр («Великий город», по русским летописям), который по размерам был сравним с крупнейшими городами того времени. В городах строились кирпичные и белокаменные общественные здания мечетей, бань и мавзолеев.

Особую роль в экономике играла региональная и мировая торговля. В городах формировались культура восточного типа, единый разговорный и нормативный литературный язык. По сообщениям арабских авторов, уже в начале X в. в булгарских селах имелись мечети и школы - медресе. Расцвета культуры, искусства, литературы и общественной мысли Булгария достигла в XII - начале XIII в.

ЗОЛОТАЯ ОРДА

Тюркский каганат пал под ударами уйгуров и татар, которые в середине VIII в. вступили в смертельную схватку за власть в степи. Уйгурский каганат победил, подчинив себе отуз-татар, но был ослаблен. В середине IX в. под ударами кыргызов уйгурское объединение распалось, племена разошлись по степям Центральной Азии. В это движение были втянуты и татары: они вошли в состав других племенных объединений.

В X - начале XIII в. различные крупные племенные объединения татар занимали значительную территорию Южной и Восточной (степной и горно-степной) Монголии и Северного Китая. Вся эта территория к востоку от Восточного Туркестана получила название «Дашт-и татар» («Татарская степь»).

Позднее татары вошли в состав империи Чингисхана, сохранив ведущие позиции среди административного аппарата новой империи. Улус Джучи (Золотая Орда) как великая евразийская империя существовал почти 250 лет.

Ханам Золотой Орды в XIV в. подчинялась огромная территория, которая простиралась от Дуная на западе до Иртыша на востоке, от Дербента и Хорезма на юге до Прикамья и Причулымья на севере.

ТЮРКО-ТАТАРСКИЕ ГОСУДАРСТВА: ОТ КАЗАНИ ДО ИСКЕРА

В 30-е гг. XV в. империя Джучидов распадается на отдельные самостоятельные государства. Это приводит к формированию с первой половины XV в. целого созвездия татарских государств: Большой Орды (1440-е -1502) Казанского (1438/1445 - 1556), Крымского (1438 - 1793), Касимовского (1450-е - 1680), Астраханского (1460-е - 1556), Шибанидского (на его основе - Тюменского, позднее - Сибирского) (1420 - 1598) ханств, Ногайской Орды. Все эти татарские государства имели не только общее золотоордынское наследие, но и традиции государственности и культуры.

Править в них могли только ханы из рода Джучидов, исповедовавшие ислам. Формально ханы являлись единовластными монархами. Фактически же власть в ханстве принадлежала дивану (государственному совету), состоявшему из представителей высшей татарской знати.

Основная масса населения состояла из податного сословия, платившего налоги государству, сбором которого ведали представители правящих кланов. Основным налогом был ясак; существовали и другие виды поземельных и подоходных налогов и пошлин.

Тюрко-татарские общества XV - XVI вв. имели определенные локальные различия в культуре, что было связано со спецификой местной этнокультурной традиции, хозяйственными особенностями, влиянием соседей и т. д.

Одновременно существовала и единая доминанта - мощное тюрко-исламское культурное начало, сложившееся еще в рамках Золотой Орды. Среди важнейших консолидирующих факторов было сохранение прежних социально-политических структур, клановой системы, восходящей к истории Улуса Джучи и объединявшей военно-служилую татарскую знать. Перечисленные связи и механизмы социального и конфессионального единства, несомненно, опирались на золотоордынские этнополитические мифологемы и символы, основой которых на всей территории Улуса Джучи было представление о единстве татар как военно-служилого сословия, аристократии и «белой кости» всех стран, входивших прежде в Улус Джучи.
Made on
Tilda