К началу этого года Татарстан, можно сказать, значительно «вооружился». Тем более, что из-за пандемии коронавируса цифровые технологии стали быстрее входить в жизнь республики. Дистанционное обучение, необходимость онлайн-присутствия и работа на «удаленке» - все это только ускорили процесс. Кроме того, наряду с развитием имеющихся ИТ-центров и ИТ-компании в регионе начали активно создаваться и совершенствовать электронные сервисы. Поэтому, в своем послании к региональному Госсовету президент Татарстана Рустам Минниханов сообщил, что 2022 год объявлен в республике Годом цифровизации.
- Цифровизация – не самоцель. Это в первую очередь инструмент, который дает возможность повысить качество жизни наших граждан, обеспечить их благосостояние и повышение доходов, а также конкурентоспособность бизнеса. Нам предстоит взяться за вопросы принципиально нового уровня сложности. Это серьезный вызов как для системы образования и подготовки кадров, так и для всех на способность отказаться от старых представлений и стереотипов, на готовность меняться, учиться новому и вести за собой других, - заметил Рустам Минниханов
Шаги к этому Татарстан начал делать заранее и останавливаться не собирается. Давайте пока вспомним самые полезные технологии, приложения и электронные услуги, к освоению которых жители республики приступили в прошлом году.
СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ УСЛУГИ В ЭЛЕКТРОННОМ ФОРМАТЕ
Так, за год все 76 массовых социально-значимых услуг регионального и муниципального уровня, оказываемых жителям Татарстана, стали доступны онлайн. Наиболее популярные из них: признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, назначение пособия на ребенка из малообеспеченой семьи, предоставление субсидий на оплату квартир и коммунальных услуг, установление статуса многодетной семьи, выдача градостроительного плана земельного участка и утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Этим Татарстан выполнил поставленную ранее Владимиром Путиным задачу, причем с опережением на один год.
СЕРВИС ДЛЯ ОБЩЕНИЯ ГРАЖДАН С ВЛАСТЯМИ
В республике в работу запустили сервис «Локоло», с помощью которого местные жители могут напрямую общаться с властями, представителями региональных министерств и бизнесменами. Последние, к слову, там же могут предлагать свои товары, услуги и получать обратную связь.
ПРИЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ МОЛОДЕЖИ
Нельзя не отметить и работу ИТ-специалистов из Иннополиса. Они выпустили приложение «Движ», позволяющее людям со схожими интересами найти друг друга. Пользователю достаточно выбрать мероприятие, которое он хочет посетить, и человека, который также туда собирается.
Кстати, через некоторое время в Татарстане было создано схожее приложение, но для объединения сельской молодежи – «Сила села». Помимо общения его пользователи могут участвовать в образовательных онлайн-программах, находясь на расстоянии от той же Казани.
СЕРВИС ПО НЕЗАКОННЫМ ВЫРУБКАМ ДЕРЕВЬЕВ И МЕСТАМ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ПОЖАРОВ
Переходим к более глобальному. Еще перед тем, как в Татарстане 2022 год был объявлен Годом цифровизации, в республике запустили «Сервис лесоизмений». Это ИТ-система анализирует фотоснимки лесов и автоматически определяет незаконные рубки деревьев, а также места потенциальных лесных пожаров.
- Приоритетным направлением Минсельхоза республики в 2021 году стала оцифровка государственных услуг. Сегодня ведомство оказывает 11 госуслуг - четыре из них реализованы на едином портале госуслуг России, остальные — на портале госуслуг Татарстана. К примеру, это услуги по программе поддержки молодых специалистов, получению выписки из государственного лесного реестра, заключению договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, - также отмечают в татарстанском ведомстве.
БОТ, ПОМОГАЮЩИЙ НАЙТИ ВАКЦИНУ
Для упрощения процесса вакцинации от коронавируса в Казани в обращение был запущен telegram-бот, который помогает оперативно узнавать о наличии того или иного препарата в конкретном прививочном пункте. Как заявлялось, информация в нем обновляется каждое утро и горожане, не выходя из дома, могут найти для себя пункт, где, в зависимости от медицинских показателей, их вакцинируют, например, «ЭпиВакКоронуой» или «Спутником Лайт».
Для тех, кто еще не в курсе, объясняем, чтобы воспользоваться услугами этого бота, нужно набрать в строке поиска мессенджера @VaccinationKazanBot и нажать start.
QR-КОД - МЕДОТВОД
После введения в общественном транспорте Татарстана системы QR-кодов о вакцинации или перенесенном коронавирусе в течение последних шести месяцев, в республике расширили действие этих цифровых сертификатов. Их стали получать и тем, кто имеет медотвод от прививки, а также, тем, кто получил первую инъекцию двухкомпонентной вакцины от коронавируса. Вот только подобные QR-коды действительны лишь в автобусах, троллейбусах, трамваях и метро. Попасть по ним в крупные непродовольственные магазины, кафе и рестораны или на концерты люди не могут. В этом случае нужен сертификат о прохождении полного курса вакцинации или перенесенном коронавирусе в течение полугода.
ПРИЛОЖЕНИЕ ДЛЯ ОПЛАТЫ ПРОЕЗДА
Жители Казани теперь могут оплачивать проезд в трамваях и троллейбусах при помощи мобильного приложения. В салонах общественного транспорта для этого установили специальные беспроводные датчики. Ни в одном другом городе России такой системы пока нет.
Пассажиру достаточно скачать в телефон приложение «Казань Транспорт» и привязать к нему банковскую карту. Программа связывается с датчиком в салоне транспорта по Bluetooth, выводит данные по маршруту трамвая или троллейбуса и предлагает оплатить проезд. После списания средств со счета на телефон присылается электронный билет.
ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ
Все выше описанное – это то, что успели сделать в Татарстане в ушедшем году. А как с будущим? Оно не за горами. Рассказываем обо всем по порядку.
ИТ-квартал
Президент Татарстана Рустам Минниханов уже анонсировал концепцию создания в Казани ИТ-квартала, где будут расположены компании и организации в сфере информационных технологий. Территория будет ограничена улицами Туфана Миннуллина, Петербургской, Пушкина и Марселя Салимжанова.
Цифровые паспорта
Татарстан вместе с Москвой и Московской областью был выбран пилотным регионом для тестирования системы электронных паспортов. Заметим, что при этом каждый гражданин сможет самостоятельно решать менять ему бумажный вариант документа на электронный или нет.
Киберспорт
В 2022 году на территории бывшей обувной фабрики «Спартак» в Казани начнет работать новая площадка ИТ-парка, особое значение на которой будет уделено развитию киберспортивной и игровой индустрии Татарстана.
- Она станет местом притяжения для целого ряда мероприятий в этом направлении, для коллективной работы разработчиков и тестирования новых решений в этой области, - пояснили в пресс-службе министерства цифрового развития республики.
Единая платформа рынка газомоторного топлива
В 2022 году в Татарстане продолжится процесс разработки сервиса «Единая платформа рынка газомоторного топлива ГБО.РФ», которая должна связать всех участников рынка в данной сфере: государство, бизнес и потребителей.
Среди других целей проекта: исключение из эксплуатации транспорта, не отвечающего нормам и требованиям, а также изъятие из оборота контрафактного газобаллонного оборудования.
Телемедицина в селах
Планируется, что в 2022 году все села Татарстана получат доступ к телемедицине. Для это все фельдшерско-акушерские пункты оснастят новыми компьютерами и подключат к высокоскоростному интернету.
Вместе с тем, в республике стартует федеральная программа по устранению цифрового неравенства. До 2030 года во всех населенных пунктах с количеством жителей от 100 до 500 человек установят базовые станции LTE.
Программа «Цифровой Татарстан»
На реализацию трехлетней программы «Цифровой Татарстан» в 2022-2024 годы будет направлено 4,5 миллиарда рублей. Эти деньги будут потратят на следующее:
- подключение к интернету школ, детсадов, больниц, исполкомов, органов государственной власти и прочих бюджетных учреждений;
- цифровизацию органов государственной власти;
- развитие электронных услуг и цифровизацию МФЦ;
- поддержку Центра обработки данных Татарстана для функционирования государственных информационных систем;
- цифровизацию системы мониторинга жилищного фонда, программы капитального ремонта, развитие проекта «Умный город» и внедрение технологий видео-аналитики в рамках проекта «Безопасный город»;
- развитие системы электронного образования, цифровизацию деятельности библиотек и музеев;
- развитие цифровых технологий в сфере труда, занятости и соцзащиты населения;
- развитие цифровых технологий в сфере пространственных данных, экологии и лесного хозяйства;
- развитие проектов искусственного интеллекта;
- финансовую поддержку бизнес-инкубаторов, гранты на обучение в ИТ-сфере и реализацию проекта «Школа цифровых чемпионов».