Серьги, браслеты и шамаиль: какие виды декоративно-прикладного искусства были развиты в Татарстане
Рассказываем о самых популярных направлениях народного творчества на территории республики.
Татарское декоративно-прикладное искусство – это яркая, многоцветная и особенная палитра древнего искусства. Истоки татарского творчества корнями уходят во времена Волжской Булгарии, периода Золотой Орды и эпохи Казанского ханства. Именно на этих территориях искусство зародилось, развивалось и передавалось из поколения в поколение.

Татарское творчество – одно из единственных, в которых имеется единый орнаментальный комплекс и стиль. Различается несколько видов орнамента – цветочно-растительный, зооморфный, геометрический, которые представлены в различных видах творчества: от вышивки до резьбы по камню или дереву. Рассказываем о самых популярных видах татарского искусства, которые оставили большой след в развитии нации.

ЮВЕЛИРНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Татарские ювелиры использовали выразительность различных материалов и умело сочетали различные техники обработки металла с яркими по цвету камнями. Благодаря этому они достигали исключительных декоративных эффектов и создавали украшения невероятной красоты, которые высоко ценились в обществе и были в почете у других народов России.

Ювелирные украшения особенно любили женщины. Их различные виды были основой татарского народного костюма. Например, особенно были популярны воротниковые застежки, накосники, перевязи, бляхи, серьги и браслеты. Они выполнялись путем различных ювелирных и творческих приемов – литьем, гравировкой, сканью, зернью и чернением. Еще один прием –– бугорчатая скань. Это самое почетное достижение искусства татарских мастеров. Завиток проволоки здесь закручивается в виде низкого конуса таким образом, чтобы выступать над плоскостью. В технике бугорчатой скани обычно изготовляли только самые дорогие и ценные украшения.

Основным материалом для изготовления украшений служили серебро и золото. Женщины, чтобы показать свой статус, могли носить до шести килограмм украшений.

КОЖАНАЯ МОЗАИКА

Еще одним уникальным и необычным видом татарского национального творчества считается кожаная мозаика. Ее происхождение связано с развитием народов Волжской Булгарии. Например, сшитые из мягкого сафьяна сапоги и туфли пользовались большим спросом не только среди местного населения, но и далеко за пределами территорий Поволжья.

Мастера выработали особенную технику безотходного производства, где закройщик складывал стопкой несколько кусков влажной кожи разных цветов и вырезал орнамент. Затем, меняя между пластами некоторые элементы и детали узора, создавались многоцветные композиции и необычные рисунки. Среди основных элементов – цветы, растения и природные мотивы.

Сейчас основы кожаной мозаики пытаются постичь многие современные дизайнеры, чтобы изготовить что-то похожее на то, что делали татары много лет тому назад.

ВЫШИВКА

С помощью ее создавалось главное богатство татарского народа – национальные костюмы. Вышивка отличалась большим разнообразием приемов, мотивов и цветочных сочетаний.

В начале XIX века широкое распространение получило шитье золотыми нитками, которое и получило название «Золотая вышивка». Ей украшались женские головные уборы, например, калфаки и женские тюбетейки. Путем сочетания цветов и необычного подхода к творчеству создавались необычные рисунки и мотивы, достигались особые эффекты. Например, за счет подкладывания под нити кусочков бумаги или кожи, вышивка не просто ложилась на ткань, а создавала рельефную поверхность.

Многие вышитые изделия тесно связаны с бытовыми обрядами и культурой татар. Декоративные полотенца, салфетки, скатерти составляли приданое невесты, часть вещей дарились жениху и его родственникам, полотенца также являлись атрибутом национального праздника Сабантуй.

ТКАЧЕСТВО

В прикладном искусстве татар особое место занимало ткачество. Существовало множество видов этого творчества, изготовление и создание орнаментов которых зависела от техники тканья: закладное, браное, выборное ткачество. Орнаментация тканых предметов имеет обычно характер геометрический, однако встречаются стилизованные цветочные и зооморфные мотивы.

Женщины, которые занимались ткачеством, опирались на многовековой опыт предшествующих поколений. Но при этом раз за разом совершенствовали приспособления и техники работы с тканью, а также вырабатывали и создавали новые красочные композиции, орнаменты и рисунки. Лучшие образцы ткацкого искусства, по историческим данным, были созданы в конце XIX — начале XX веков.

КАЛЛИГРАФИЯ

Своеобразного расцвета татарское творчество достигает в каллиграфии. На рубеже XIX- XX веков в городах Среднего Поволжья и Приуралья в народном искусстве татар-мусульман особую популярность приобретают картины религиозного содержания в виде композиций, выполненных на основе арабской каллиграфии. На таких картинах масляными красками писались священные изречения, а на оборотной стороне стекла изображения подсвечивались фольгой.

Такой вид татарского искусства получил название «Шамаиль». В текстах использовались суры из Корана и религиозные высказывания, которыми потом украшали дома. Шамаили выполняли и выполняют роль оберегов и занимали в интерьере определенное место – над входной дверью, либо на южной стороне. Шамаили создавались как народными умельцами, так и профессиональными каллиграфами.

Сейчас множество видов и примеров татарского искусства представлено в государственном музее изобразительных искусств Татарстана. Там можно найти произведения живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, татарское народное творчество среди которых занимает особое место.

Made on
Tilda