Как в Татарстане изобрели IZUM – аналог зарубежного видео-сервиса ZOOM
Сервис удалось создать на базе открытого кода, а после и получить на него соответствующий сертификат.
Сейчас систему обкатывают в правительстве Татарстана и его министерствах. Но первый ее тест провели во время Игр стран СНГ, которые прошли в Казани сентябре прошлого года. Сейчас, как заверяет директор центра В Центре информационных технологий Татарстана (ЦИТ) Денис Улесов, республиканской разработкой уже заинтересовались шесть регионов России.

ЧТОБЫ СООТВЕТСТВОВАЛ ВСЕМ ЗАПРОСАМ

Разработчики программы отмечают, что в период пандемии, с марта 2020 года, во время удаленной работы сотрудников органов государственной власти и местного самоуправления возникла потребность в инструменте для онлайн-конференций. Было важно, чтобы инструмент соответствовал всем запросам – чтобы там можно было проводить планерки, встречи и различные собрания именно органам государственной власти.

Тогда Центр информационных технологий Татарстана провел анализ рынка отечественных разработок по предоставлению таких сервисов, однако конкуренции по простоте создания, подключения, управления для иностранного продукта ZOOM не было. Принимая возросшую потребность в сервисе, а также то, что иностранный продукт все же нежелательно использовать в органах Госвласти, ЦИТ начал разработку собственного продукта, который также мог отвечать современным требованиям по проведению видео-встреч и был безопасен в плане защиты информации.

КОМАНДА

В разработке участвовали как сотрудники Центра информационных технологий, департамент эксплуатации инфраструктурных систем и сектор видеоконференцсвязи, так и привлеченные специалисты.

Сотрудники ЦИТ РТ обсуживают правительственные видеоконференции, поэтому знают многое о внутренних процессах. Кроме того, через их руки прошло много систем подобного рода, и уже с начала работы они понимали, какой продукт нужен в конечном счете. Было важно, чтобы сервис удовлетворял потребности государственных органов, не перегружая интерфейс и планирование для быстрого освоения и участия. Разработки длились в течении шести месяцев, первый раз сервис был представлен на коллегии Министерства цифрового развития госуправления, информационных технологий и связи республики еще в январе 2021 года.

ВОСТОЧНАЯ «ИЗЮМинка»

Разработчики сервиса рассказывают, что название сервиса произносится как «Изюм». У них изначально была цель придумать название, которое было бы схожим с ZOOM. Было важно найти созвучные слова, чтобы люди не привыкали к какому-то совсем новому сервису. Хотелось, чтобы на всех языках название легко писалось и произносилось, и чтобы в нем было минимальное количество букв и любых других символов.

Сейчас, когда люди слышат это слово, не сложно догадаться, о чем идет речь, отмечают разработчики. Были идеи назвать сервис TrueConf или Ива, но они не вызывали никаких ассоциаций, поэтому решили оставить IZUM. При этом создателям сервиса хотелось добавить в название восточную черту - показать, что программа была разработана именно в Татарстане.

ПЕРВЫЕ ТЕСТЫ

Когда сервис только появился, то сразу начались тестирования. Они проводились практически во всех органах власти республики. Было важно проверить, как быстро пользователи привыкают к интерфейсу, насколько легко им пользоваться и имеет ли IZUM ошибки или проблемы, которые нужно решить. Для этого была с разработчиками была налажена хорошая обратная связь.

– Здесь важно отметить, так как сервис разработан нами, мы учитываем мнение потенциальных заказчиков, оперативно дорабатываем функционал под поступающие запросы. Так, поступали рекомендации по изменению интерфейса, а также перевода интерфейса на татарский язык, что было выполнено, – рассказывают разработчики приложения.

Сейчас сервис активно применяется в рабочих совещаниях Аппарата Кабинета Министров Татарстана. А первый серьезный тест IZUM прошел во время Игр стран СНГ в сентябре 2021 года, когда АНО «Дирекция спортивных и социальных проектов» использовала его для организации большого международного мероприятия.

Сервис уже позволяет произвести замену ZOOM. В IZUM можно проводить собрания от 10 до 1 000 пользователей. Во время совещания доступны все необходимые для плодотворной работы функции: чат, демонстрация слайдов, запись, возможность изменения языка интерфейса на татарский. Завершается работа по внедрению синхронного перевода и системы голосования.

ПОКА ТОЛЬКО ДЛЯ ВЛАСТЕЙ

Приложения для мобильных устройств IZUM уже разработаны и их можно сказать в магазинах AppStore и PlayMаrket. Для работы сервиса на ПК достаточно воспользоваться браузером.

- Сейчас мы работаем только в режиме платной подписки. Ее стоимость зависит от оборудования, которое необходимо заказчику. И так как Центр информационных технологий является собственностью Татарстана, то предоставлять услугу по пользованию приложением без решения государства не позволяет закон, - рассказывают разработчики. – Если государство примет решение расширить сервис и выделит средства для закупки дополнительных серверов – ЦИТ всегда готов организовать и бесплатное предоставление услуги.

ТРУДНОСТЕЙ НЕ БЫЛО

Разработчики сервиса рассказывают, что сложностей во время работы над сервисом не возникло.

– Наша команда уже много лет работает плечом к плечу, поэтому мы ответственно и короткие сроки выполнили задачу шаг за шагом, от идеи до готового продукта. К продукту имеется большой интерес ввиду необходимостей импортозамещения, поэтому мы считаем, что проделана большая и важная работа по созданию сервиса онлайн-связи для государственных органов, – отмечают разработчики.

ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ

В планах команды разработчиков на будущее –– построить единую систему видео-конференц-связи для всех органов государственной власти республики.

– В случае одобрения наших планов и целей мы привлечем дополнительных сотрудников для администрирования и осуществления технической поддержки. Сервис может найти применение не только в органах госвласти и местного самоуправления для проведения совещаний, но и в медицине для проведения консультаций, в образовании для проведения уроков, в социальной сфере и во многих других отраслях, – рассказывают разработчики.



Made on
Tilda