Татарские народные промыслы: художественное ткачество как основа национального орнамента
Рассказываем почему именно этот промысел считался особенным среди татар.
Одним из излюбленных, но в то же время сложных видов народного творчества татар было художественное ткачество. Женщины проводили долгие часы за ткацким станком, чтобы создать очередной шедевр. При этом девушки владели всеми видами техник узорного тканья и вместе с простыми гладкими тканями создавали богатые узорные изделия, украшенные разнообразным геометрическим орнаментом. Его можно видеть на полотенцах, занавесках, скатертях, фартуках и на предметах гардероба.

Рассказываем, какие виды ткачество особенно ценились среди татарских женщин и какие изделия они могли сотворить своими руками.

ОСОБЕННОСТИ

В прошлом среди татарских женщин были распространены различные виды ткацкого искусства. Среди них узорные техники, например, бранная, выборная и многоремизная. Но наиболее традиционной была именно техника закладного ткачества.

Важным считался орнамент – узор, построенный на ритмичном чередовании рисунков или линий в определенном порядке. Им украшали не только изделия из ткани, но и вазы, шкатулки, предметы домашней и бытовой утвари. Мастера также расписывали орнаментом потолки и стены, вырезали узоры на спинках стульев и кресел.

Ярким примером является цветочно-растительный традиционный узор. Татар всегда вдохновлял богатый мир природы. Растительный орнамент получил широкое распространение почти во всех видах искусства народа и стал неотъемлемой частью татарского художественного творчества. Являясь основным средством декоративно-прикладного искусства, он отражает в то же время сложную историю формирования и развития народа, его культуры и искусства.

Мастерицы, работавшие в технике ткачества, всегда владели множеством приемов, знали секреты разных приспособлений. Им удавалось создавать как самые простые рисунки, так и очень сложные и объемные работы. Они искусно могли рассчитать рисунок будущего изделия, соединить задумки и изготовить особенное, не похожую на другие произведение.

Иногда мастерицы соединяли техники между собой и изготавливали уникальные вещи. Например, вместе с ткачеством они могли «смешать» вышивку или ушковую технику. Такие предметы искусства затем становились особенностью какого-то поселения или деревни, а девушки, которые делали что-то необычное особо ценились, о них говорили в разных уголках Татарстана.

ТРАДИЦИИ

Изделиями, которые были изготовлены в технике ткачества, украшались дома, а особенно татары любили делать это в праздники и торжества. За счет этого жилье приобретало необычные и яркие краски – все комнаты были украшены вышитыми и ткаными изделиями. Этот обычай показывал трудолюбие и мастерство девушки, которая жила в доме. Особенно это ценилось в дни свадеб – гости видели, что невеста владеет навыками народного искусства, а значит, сможет содержать дом в чистоте, а семью в порядке.

Изделия в технике ткачества хранились отдельно от домашнего текстиля и предметов быта. Все для того, чтобы вещи не пачкались и всегда были при параде – вдруг их придется достать к приходу гостей или на семейный праздник.

Традиции ткачества и вышивки до сих пор сохраняются на празднике Сабантуй. И раньше, и сейчас такие изделия дарят победителям спортивных соревнований и традиционных народных игр. Также они важны в обряде, когда отмечается рождение первенца – молодая мать дарит полотенца своим близким, родственникам и соседям.

СЕЙЧАС

Сейчас встретить мастериц, которые работают в технике национального качества практически невозможно. Их единицы, они живут в отдаленных районах и маленьких деревнях Татарстана, где сохранились ткацкие станки.

Отметим, что традиции промысла передавались среди крещенных татар, где изготавливали красочные половики, которые впоследствии накидывали на мебель и стелили на пол. С помощью ткацкого искусства также изготавливали салфетки и полотенца.

Хоть многие техники уже забыты, мастерицы, которые работают в ткацком искусстве еще встречаются в Алексеевском районе Татарстана. Они используют только ручные станки.

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ

Рукодельница из Казани Айсылу Закирова вспоминает, как в детстве бабушка рассказывала ей про татарское искусство и с особой любовью говорила про ткачество. Оно было в почете не только среди мастериц, но и среди тех, кто покупал или продавал изделия в этой технике.

– Я часто гостила ребенком у бабушки в деревне Рыбно-Слободского района. Бывало, она открывала свой большой сундук и вытаскивала оттуда множество различных тканей и красивых изделий. Все это были вещи, которые бабушка сохранила со времен своего детства и молодости. Некоторые вещи ей также передала ее бабушка, которая в прошлом занималась татарскими промыслами, и сама очень любила проводить время за вышивкой или ткацким станком, – вспоминает Айсылу Закирова.

Рукодельница также говорит, что из вещей бабушки у нее почти ничего не сохранилось, но она хорошо помнит, что каждое изделие, выполненное в технике ткачества было особенными. Они отличались от других видов искусства тем, что хранились в особых условиях. Да и увидеть их было сложно, по словам Айсылу Закировой, они доставались из сундуков и шкафов лишь на важные даты и особенные праздники.

– Ткачество – особое искусство, которое требует много времени и сил. Все-таки ткацкий станок – большое устройство, и было оно не у всех, поэтому тех, кто работал в этой технике, ценили и уважали. Именно это искусство показывало, что девушка умеет не просто вышивать, но и делать вещи на станке. Мне самой очень нравятся изделия в этом виде татарского творчества, потому что оно, как ничто другое, передает красоту и связь традиций татар, – поделилась Айсылу Закирова.

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ – ЭТО ПАСПОРТ»

В «Присутственных местах» Казанского Кремля проходит организовали специальную выставку национальных костюмов и татарской одежды.

О каждом экспонате выставки нам рассказал руководитель объединения Millihasite, художник-реконструктор и этнодизайнер Ильдар Гатауллин. Так, первый костюм, который видят посетители – это свадебный наряд для никаха. Рядом с ним поставили сундук, в который складывали подарки после завершения праздника. Сундук и подушки, которые расположены рядом, расшиты узорной кожей. Эта техника – одна из главнейших для татарского народа, с помощью которой раньше изготавливалась обувь и многие предметы интерьера.

После этого можно увидеть вечерний татарский наряд. Он украшен декоративным орнаментом, который похож на тамбурную вышивку. Рядом с ним стоит костюм известного модельера Руслана Габова, который изготавливает одежду для правительства Татарстана и знаменитостей республики. Ильдар Гатауллин отмечает, что одежду от Габова носит и президент республики Рустам Минниханов.

Далее расположились костюмы татар середины XIX века – мужской городской костюм, в котором есть праздничная деталь – это вышитая золотом тюбетейка. Костюм представляет собой полосатые шаровары с широким шагом, сапоги тюркского типа, казакин (верхняя одежда), рубаху и тюбетейку, вышитую канителью.

Рядом с мужским городским костюмом расположился женский костюм горожанки. Известный всем образ Сююмбике характерен высоким головным убором, который татарки носили уже много столетий назад. Головной убор имел конусообразный вид и показывал статус женщины, рассказывал о ее богатстве. Из украшений костюма – лунница, шейно-нагрудное украшение, которое выполнено по образцу экспоната из Российского этнографического музея, и широкая нагрудная перевязь – хасите.

– Это не просто украшение, а своеобразный оберег женщины, который сделан по образцу украшения из Национального музей Татарстана и хранится в золотой кладовой. Костюм интересен также тем, что для изготовления его деталей использовали 3D-принтер. Также здесь представлен камзол из бархата. Кстати, рукава у платья очень длинные. Раньше они могли быть длиной до пола, что означало то, что женщина богата, имеет прислугу и не работает самостоятельно. Значит, перед нами костюм девушки не рабочего класса, а костюм богатой городской жительницы, – рассказывает Ильдар Гатауллин.

Далее – женский костюм с калфаком, который вышит канителью. На шее – яка чылбыры, украшение; под камзолом – нагрудник, который называется «изю», и узкая перевязь. Камзол на данной модели – покороче, так как это модный аксессуар и более поздний его вариант. Ближе к концу XIX века они выполнялись из итальянского барахата и расшивались золоченой тканью. Платье выполнено из шелкового жаккарда.

На выставке также можно встретить стилизованные ханские костюмы XVII века. Здесь представлены конкурсные работы, которые были пошиты и стилизованы согласно историческим данным. Своеобразный костюмный комплекс, который представлял городских жителей ханского происхождения в Казани.

В центре выставки – композиция из трех женских фигур. За ними находится полотно, на котором изображена карта Татарстана. Полотно стояло в правительстве республики, но сейчас на него можно посмотреть в «Присутственных местах» Казанского Кремля. Оно выполнено из дерева, латуни и бронзы техникой чеканки, которая сейчас признана утраченной.

– Костюм татарской женщины – это ее паспорт. По нему можно было понять, кто перед тобой стоит, как с ней разговаривать и как себя вести. Например, в данной композиции стоит жена купца, что можно понять благодаря перевязи на ее шее. Но это не обычное украшение, а вещь, которую человек привозил из дальних походов в Бухару или Афганистан. Дочерям и женам привозили такие подарки, поэтому можно понять, что женщина из купеческой семьи, глава которой активно торгует по Шелковому пути, – отмечает Ильдар Гатауллин.

По центру – богатая горожанка, которая украшала себя только ювелирными изделиями казанских мастеров. На перевязи множество деталей, которые женщина нашивала в течение жизни. Например, она могла потерять одну сережку, вторая – оказывалась на перевязи. Данные украшения на моделях – оригиналы. Их собирали в течение семи лет по всей республике. Сами костюмы выполнены из драгоценных тканей, золотого парчевого материала, китайского шелка и бархата. Калфаки выполнены руками лучших мастеров республики, и они учитывают все исторические детали.

Еще один важный образ – костюм пожилой женщины. В прошлом они скрывали лицо и части тела, поэтому увидеть женщину без шали было сложно. На выставке представлен архаичный вариант костюма. Калфак с меховой отделкой, нагрудник «изю» и длинный камзол из парчи.


Made on
Tilda