Как со временем менялась главная деталь женского татарского костюма - калфак
Рассказываем, как он появился и чем его украшали в самом начале.
Калфак - один из древнейших женских татарских головных уборов. Он получил распространение у всех групп нации и стал неотъемлемой частью их костюма. Его украшали вышивкой, золотыми и серебряными нитями, бисером, без которых он не мог считаться полным и быть на голове у татарской женщины.

Отметим, что в начале ХХ века калфаки носили женщины из интеллигенции и горожан, но после головной убор распространился среди всех представителей национальности. А к концу века калфак даже приобрел европейские черты. Например, уменьшился в размерах, но все равно продолжал подчеркивать национальность и социальный статус женщины.

ПРИВЛЕКАЛ ВНИМАНИЕ И ПОКАЗЫВАЛ СТАТУС

Калфак был неотъемлемой частью национального костюма представительницы татарского народа. Этот головной убор изготавливали с особой любовью, аккуратными и искусными руками, чтобы не только показать свои умения в промыслах и творчестве, но и продемонстрировать социальный статус и привлечь внимание потенциальных женихов.

Так, в XVIII веке среди татарских женщин были популярны белые мягкие трикотажные или вязаные калфаки, которые покрывали всю голову. Также были популярны бархатные калфаки с крупным золотошвейным узором и бахромой, которые свисали до самых плеч. Позже на них начали изображать цветы и орнамент с помощью аппликации синелью, ушковой техники и вышивки.

Особенно яркими были калфаки, расшитые разноцветным бисером. Они назывались «Энҗе калфак». Этим типом головного убора пользовались все татарские подгруппы. Некоторые изысканные и особенные модели сохранились даже у татар-кряшен, особой этнической группы.

Отметим, что изначально данный головной убор был не аксессуаром или деталью красивого татарского костюма, но, согласно поверьям и легендам, защищал женщину от злых духов, лишних взглядов и внимания в ее сторону. Калфак служил оберегом, которому отводилась действительно важная роль.

К середине XIX века калфаки видоизменились. Они стали короче и изящнее, исчезли тяжелые кисти и бахрома, излишние украшения и бусины. Калфак начали носить в сочетании с платком или шалью, надевая поверх ткани, но все равно продолжали изготавливать согласно строгим правилам. Орнаменты наносили на ткань цветным или белым бисером. В основе узоров лежали природные образы, чаще всего растения, так как татары - народ, приближенный к природе, и они верили, что человек непосредственно зависит от нее. Например, считалось, что изображения рябины, шиповника и можжевельника приносят счастье и благополучие в дом. Бутоны розы вышивали, чтобы привлечь любовь и сохранить красоту женщины. А тюльпан, который часто появлялся в татарской вышивке и творчестве в целом, служил символом возрождения.

Кроме того, исследователи истории татарского калфака отмечают, что на них изображались растения различного происхождения - степного, лугового или лесного и садового. Образы же дачных цветов - георгинов, хризантем и пионов - были характерны для вышивки калфаков у горожанок, тогда как сельские представительницы народа были близки к лесам, полям и лугам, что и отразилось в их гардеробе.

Еще позже, в начале ХХ века, в национальный татарский костюм проникло множество европейских элементов: платья и костюмы стали строже, изящнее и приобрели минимализм. Традиционный головной убор, к счастью, никуда не исчез, он также видоизменился и продолжал демонстрировать принадлежность владелицы к татарскому роду, показывать ее социальный статус и быть главной частью костюма. В течение этого времени женщина могла носить платье европейского кроя и свою национальность подчеркивала именно этим миниатюрным головным убором, который продолжали украшать и носить с особой любовью.

Отметим, что при этом замужние женщины предпочитали носить все же традиционные головные уборы. В отличие от молодых калфак у них закрывал не только голову, но и за счет свисающих элементов и просто ткани также и шею, плечи и спину. Головной убор состоял из трех частей: нижней, основной и верхней. Нижняя часть собирала и закрывала волосы, а верхняя и основная покрывали голову.

СЕГОДНЯ

Сейчас носить калфак может себе позволить человек любой национальности и в любой точке мира. Современные дизайнеры переосмыслили культурный код этого татарского головного убора, создали собственные модели, которые подходят молодежной одежде и отлично сочетаются с современными предметами гардероба.

Татарские женщины и сейчас с любовью носят калфак. Правда, в уменьшенном размере и расшитым на современный лад. Чаще всего калфак надевают на праздники, прежде всего, чтобы подчеркнуть свою красоту и любовь к татарским корням. Сейчас калфак стал маленькой деталью, надев которую, можно продемонстрировать свой интерес к истории или татарской моде.

В последнее время, а именно сейчас - в Год культурного наследия народов России, в том числе татарскими промыслами и творчеством начали интересоваться все больше людей, особенно это касается молодых дизайнеров. Поэтому калфаки сейчас приобретают новые формы и становятся еще более изящными. Например, для этого используются новые материалы и такие же новые взгляды на татарскую культуру.

- Я люблю носить калфак на праздниках. Например, когда мы с семьей ходим на различные мероприятия к родственникам-татарам: на никах, день рождения или юбилей, празднование рождения ребенка. В кругу татарского народа национальные элементы ценятся особенно, потому что все обращают на него внимание, спрашивают и хотят узнать, где найти такой же головной убор. Еще я очень люблю ходить на различные выставки или уличные ярмарки, на которых собираются татары и проводят вместе время. На таких мероприятиях можно увидеть людей с разными деталями гардероба, в том числе и калфаками. Я считаю, что именно калфак - это показатель опрятности женщины любого возраста, ее принадлежности к татарскому народу и просто деталь красоты и аккуратности, - рассказала рукодельница Ильсия Хикматуллина.

Made on
Tilda