Прорыв народов Среднего Поволжья к цивилизации: ислам в России 1100 лет назад
Историк Искандер Измайлов из Института истории имени Шигабутдина Марджани Академии наук Татарстана о жизни Волжской Булгарии и принятии ею мусульманства .
Волжская Булгария - одно из самых интересных древних государств на территории современной России, принятие ислама в котором стало началом формирования татаро-мусульманской цивилизации и яркой страницей в культурном развитии народов страны. В год празднования 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией историк Искандер Измайлов из Института истории имени Шигабутдина Марджани Академии наук Татарстана рассказал о том, какая религия была здесь до принятия ислама и при каких обстоятельствах местные жители приняли новое вероисповедание.

- Какая религия была на территории страны до принятия ислама?

- У болгар была традиционная тюркская система верований, элементы которой сохранились в рунических памятниках и в описаниях китайских чиновников и христианских проповедников. Сведения эти кратки и отрывочны, что затрудняет их реконструкцию. Но в целом до ислама в Волжской Булгарии была вера в Божественное Небо - Тенгре и других божеств, а также в различных духов. Правители, как правило, выполняли функции верховных жрецов, совершали обряды и жертвоприношения, а чтобы общаться с мелкими духами и пытаться добиться их благосклонности, нужны были посредники - шаманы.

Болгарские племена до миграции в Волго-Камье обитали в Северном Причерноморье. Там они взаимодействовали с христианством в разных его формах, иудаизмом и другими восточными религиями. Развитие тюркских народов Евразии шло в приобщении их к цивилизации, но с определенной местной спецификой. Каганы тюрок пытались модернизировать традиционное тенгрианство в религиозную систему, но этот опыт оказался неудачным, и уже уйгуры приняли сначала манихейство, а затем буддизм. Те же причины заставили правящий слой Хазарии принять иудаизм. То есть принятие новой религиозной системы при создании государства было велением времени.

- Почему 1100 лет назад в Волжской Булгарии приняли ислам и как изменилась жизнь после?

- Византия находилась далеко и не так активно вмешивалась в дела Поволжья, к тому же императоры «ромеев» являлись союзниками Хазарии. Иудаизм из списка возможных религий также можно исключить. Во-первых, это была религия врагов булгар, во-вторых, она показала разрушительную роль в судьбе Хазарии, а не объединительную. Получается, что в данном случае для булгар все пути вели в Бухару и далее в Багдад. Ислам был децентрализованной, но консолидированной религией, а также именно в исламском мире находились все торговые контрагенты. Одновременно Арабский халифат почти 100 лет вел войны против хазар, поэтому булгары, выбрав ислам, сразу получали военно-политического союзника. Таким образом, ислам был вполне осознанным выбором и политически предопределен.

Экономически тут также все вполне понятно. Важным направлением торговли был путь из Средней Азии, северное ответвление Великого Шелкового пути. Другой торговой магистралью был Великий Волжский путь из Балтики на Каспий. По этим путям в страны ислама непрерывно шел поток пушнины и рабов, а в обратном направлении - поток серебряных дирхемов. Всего в Скандинавии открыты тысячи кладов с десятками тонн серебряных монет. Булгария находилась на перекрестке целого ряда торговых путей, и ее власти обогащались за счет торговых пошлин.

Одновременно с развитием торговли возникают города и земледельческая округа, появляются мусульманские общины. Это фиксируется и по письменным источникам, и по данным археологии. Уже в источниках начала X века арабские географические сочинения указывают, что в Булгарии распространен ислам. В 910-е годы были крупные общины мусульман, например община баранджаров числом 5 тысяч человек, у которых имелась деревянная мечеть. Правитель булгар Алмыш также принял ислам со всем своим родом и построил в своей ставке мечеть. По сохранившимся булгарским историческим преданиям, ислам среди булгар распространил некий «факих из Бухары», и, соответственно, это был ханафитский мазхаб (вероучительная школа).

Но Алмыш оставался вассалом хазарского каганата, был вынужден платить ему подати и отдать в его гарем свою дочь. По мере ослабления власти Хазарии правители Булгарии стали добиваться политической независимости. В этом смысле ислам стал религией объединения страны и освобождения от власти Хазарии.

Стремясь укрепить свою власть в глазах мусульман как внутри своей страны, так и за ее пределами, Алмуш отправляет посольство в Багдад. И здесь он делает гениальный ход - обращается с просьбой о признании к главе всех мусульман - багдадскому халифу. Он направил в Багдад своего посланника по имени Абдаллах ибн Батшу (или Йаштава) ал-Хазари (то есть Хазарин), который показал себя гениальным дипломатом и сумел добиться не только аудиенции у халифа, но и организации ответного посольства. Последние по велению халифа возглавил Сусан ар-Расси, его секретарем был назначен Ахмед Ибн Фадлан, а в качестве переводчиков и телохранителей - двое тюрок, очевидно, выходцев из Булгарии. Кстати, благодаря секретарю Ибн Фадлану, написавшему яркие записки об этой миссии, до нас дошли многие обстоятельства этого посольства, описания природы и обычаев различных народов Поволжья.

С огромными трудностями и приключениями миссия достигла Булгарии и была встречена Алмушем в своей ставке 12 мая, а на четвертый день была организована торжественная встреча с обменом подарками, публичным чтением письма халифа с благословением правителя булгар и провозглашением его вассалом халифа.

Если отвлечься от внешней канвы событий - самой встречи и чтения письма халифа, а также не принимать во внимание претенциозные заявления Ибн Фадлана, то в сухом остатке произошло дипломатическое признание Волжской Булгарии как мусульманской страны, причем это было сделано максимально торжественно именно для аристократии булгар и всех соседних племен, чтобы они узнали, что отныне правитель булгар имеет поддержку одной из мировых держав, а через ислам он получает новую легитимацию своей власти, которая выше, чем традиция власти племенных вождей. Тем самым он из равного им сразу стал высшим правителем, сыном халифа правоверных и получил часть его харизмы. А для других стран, прежде всего мусульманских, он стал равным - правителем из страны, которая признана халифом как входящая в «дар-и ислам / мир ислама». И это стало важнейшим достижением данной встречи. В этом смысле Алмуш добился всех своих целей, а вот халиф и его посольство оказались едва ли не обманутыми в своих ожиданиях, ведь факт принятия ислама вроде бы формально имел место, но на самом деле никакого принятия ислама не было, поскольку в Багдаде официальным был другой толк ислама.

Тем не менее дипломатическое признание Булгарии как мусульманской страны произошло. Вернувшись обратно в Багдад, посольство распространило сведения о Булгарии как стране ислама и союзнике всех мусульман. С этого момента во всех историко-географических и энциклопедических сочинениях стало указываться, что Булгария - мусульманская страна. Это укрепило торговлю и прибавило авторитета государству. Одновременно укрепился и авторитет правителей Булгарии, которые, непрерывно расширяя свою власть и распространяя ислам среди населения страны, создали к концу X века одно из сильнейших государств Восточной Европы и первую тюркскую мусульманскую страну.

- Почему в этом году для Татарстана 1100-летие принятие ислама настолько важная дата?

- Для нашей республики, как и для всех мусульман России, 1100-летие принятия ислама - важнейшая и судьбоносная дата истории. Она стало ключевым этапом в средневековой истории Волго-Уральского региона, важнейшим поворотным моментом, определившим движение наших предков от варварства к цивилизации, от первобытности к средневековому государству. В конечном итоге именно это был первый шаг и первая ступень, вырвавшая наших предков из мрака безвременья и поставившая их на путь по оси исторического времени. Однако она же и резко изменила этноконфессиональную ситуацию в регионе, на многие века определив его своеобразие. Принятие ислама Булгарией стало началом формирования татаро-мусульманской цивилизации и яркой страницей в культурном развитии народов России.

Made on
Tilda