«Училась у природы, без посредников»: Заслуженный деятель искусств Татарстана Нурзия Сергеева рассказала об увлечении творчеством
В рамках Года культурного наследия народов России она объяснила, почему важно сохранять и передавать знания о всем национальном подрастающему поколению.
Нурзия Сергеева – художник и историк по образованию, преподаватель изобразительного искусства, заслуженный деятель искусств Татарстана и автор книг, написанных для возрождения и развития татарского декоративно-прикладного искусства. Всю жизнь Нурзия Сергеева посвятила творчеству: изучению различных видов искусств предков, написанию книг для передачи информации будущим поколениям, а также передаче практических навыков молодежи. Ее книги «Бабушкин сундук», «Волшебный узор», «Татарская вышивка», «Древо жизни» и «Магия узора» можно найти во многих книжных магазинах, а прочитав их прикоснуться к истории и особенностям татарского творчества.

За многие годы деятельности Нурзия Сергеева была удостоена важнейших премий, грантов и наград. В рамках Года культурного наследия народов России она рассказала о том, как начала заниматься творчеством, в чем видит ценность собственной деятельности, а также, почему важно сохранять и передавать знания о декоративно-прикладном творчестве подрастающему поколению.

– Родилась в марте 1962 года в поселке Хутор Рыбно-Слободского района в многодетной семье. С детства во мне развивались творческие качества – я любила рисовать и училась всему у природы, без посредников. Я чувствовала красоту окружающего мира и ощущала прекрасное. В детстве самостоятельно создавала платья куклам, занималась вышивкой и украшала ею все, что можно. Не любила проводить время попусту, поэтому, когда удавалось найти свободную минутку, спешила занять ее творчеством. Любила рисовать разные цветочки, травки, кусты, которые украшали наш сад в родном доме. Конечно же, в детстве никогда не могла пройти мимо живописных окраин поселка. В школьном портфеле, помимо учебников и тетрадей, у меня были карандаши и альбом, на страницах которого и появлялись первые узоры.

Кстати, у бабушки был ткацкий станок, на котором она делала национальные полотенца. А моя старшая сестра, будучи школьницей, украшала наш дом расшитыми занавесками. Глядя на всю эту красоту, я невольно все больше и больше окунулась в мир искусства. Все детские годы прошли в деревне, только в студенчестве уехала из родного дома.

– Где Вы получили образование?

– Сначала получила профессию в Казанском художественно-строительном училище №16. А потом, будучи художником-оформителем, я поступила в Казанский государственный университет. Там на кафедре этнографии защитила на отлично дипломную работу по теме «Историческое развитие татарского декоративно-прикладного искусства». До сих пор помню увлекательные занятия в музеях КГУ – изучение археологических памятников, предметов декоративно-прикладного искусства – все это мне очень нравилось. Незабываемый след в моей жизни оставили археологические экспедиции, которые подарили возможность прикоснуться к уникальному прошлому моего народа.

– Что сподвигло Вас заниматься возрождением и развитием именно татарского декоративно-прикладного искусства?

– Декоративно-прикладное искусство любого народа – это один из показателей его духовного богатства. Именно поэтому я хотела внести свой вклад в развитие своей республики. Татарское искусство действительно достойно восхищения. Оно удивляет красотой и таинственностью. Например, татарский национальный костюм вобрал в себя чуть ли не все виды декоративно-прикладного искусства, развитого у татар. Там и вышивка, и мозаичная обувь, и ювелирное искусство. Наши предки творили чудеса, создавая своими руками настолько красивые произведения творчества. Не перестаю восхищаться красотой ювелирных украшений, предметов гончарного искусства. В мире нет аналогов изготовления таких ярких и неповторимых костюмов, предметов гардероба и обуви, например, ичигов. Искусство должно развиваться и передаваться из поколения в поколение.

– Какими техниками декоративно-прикладного искусства Вы владеете?

– Прежде всего, я – исследователь, изучающий историю, художественные особенности предметов декоративно-прикладного искусства. Все свои знания передаю через книги подрастающему поколению. При этом, конечно же, стараюсь владеть технологиями выполнения всех видов искусства, особенно вышивкой. Сейчас владею техникой «золотого шитья», которое считается самым элитным в рамках татарского творчества и которое можно даже сравнить с ювелирным искусством.

– Расскажите про Ваши книги по декоративно-прикладному искусству?

– Моя первая книга – это «Бабушкин сундук» про предметы искусства: тюбетейка, татарская обувь, платья и костюмы. В книге представлены собственные рисунки и стихи. Также были написаны «Волшебный узор», «Татарская вышивка», «Древо жизни» и «Магия узора». Все эти книги посвящены творчеству – в них объясняются особенности различных техник, то, как изготовить дома что-то красивое и передать эти навыки молодежи.

– Кроме написания книг, Вы преподаете и передаете знания подрастающему поколению. Как удается находить общий язык с молодежью?

– Находить контакт с учениками получается само собой, но не всегда с первого раза. Не последнюю роль в этом играет педагогический стаж, творческие способности и авторитет преподавателя. Когда такой контакт установлен, то результат виден сразу: ученик начинает раскрывать свои творческие способности, старается передать свой мир чувств и настроений, проявляет большой интерес к различным техникам искусства. И без большого опыта у ученика появляется интерес создавать шедевры. Для меня все мои ученики – личности. У меня есть своя методика обучения, в рамках которой я не навязываю ученикам свою тему или технологию изготовления. Всегда даю выбор и свободу, отношусь ко всему с пониманием и добром. Считаю, что важно прививать молодежи любовь к ручной работе – это помогает ей войти в позитивный созидательный процесс. Кроме того, если человек талантлив, то рукоделие может приносить ему и определенный доход.

Made on
Tilda