Терапия тревожных состояний и повышение концентрации внимания: Как казанские студенты изобрели приложение-виджет «OnFocus»
Изучив основы игротерапии ребята создали уникальный проект, который тут же получил высокое признание и грант в 100 тысяч рублей.
Булат Фахрутдинов является студентом института информационных технологий и интеллектуальных систем (ИТИС) Казанского федерального университета (КФУ). На полях международного форума Kazan Digital Week 2022 в столице Татарстана он со своей командой «Dr.Dev» принял участие в хакатоне «Цифровая Арт-терапия» (хакатон – это когда разработчики программного обеспечения вместе решают одну проблему или задачу за выделенный промежуток времени – Ред.).

Отметим, что само состязание разработчиков состоялось в Казанском государственном институте культуры. На участие в нем было подано более 30 заявок. Это три команды из Казанского государственного института культуры, четыре команды от Москвы, Дагестана, Иннополиса, КФУ, а также еще четыре команды от общеобразовательных учреждений Казани и Бугульмы.

За отведенное время – два дня, они готовились к защите своих проектов перед членами жюри. Все ребята отличились своими разработками. Кто-то представил игру, кто-то сайт, а кто-то мобильное приложение. Но всех их связывало одно общее направление «Арт-терапия». Так, первое место заняли представители Казанского государственного института культуры с проектом «Пингвины из Мадагаскара». Они получили грант на 150 тысяч рублей. На втором месте оказались студенты института информационных технологий и интеллектуальных систем Казанского федерального университета с приложением «OnFocus». Их выигрыш составил 100 тысяч рублей. А третье место с грантом в 50 тысяч рублей заняла команда «MaxTrade» из Дагестанского государственного университета народного хозяйства.

Всего за два дня в хакатона «Цифровая Арт-терапия» команде Булат Фахрутдинова удалось придумать и, главное, тут же разработать специальное приложение-виджет для таких компьютерных операционных систем, как Microsoft Windows и Mac OS, которое при этом работает в фоновом режиме. Задача данного приложения в том, чтобы анализировать рабочий процесс человека при помощи искусственного интеллекта. Последний в итоге и предлагает пользователю за один раз в определенный промежуток времени сыграть в терапевтические мини-игры для повышения концентрации внимания.

Особенностью «OnFocus» является то, что этот виджет на основе искусственного интеллекта проверяет активность человека в случае, когда он сидит за компьютером/смартфоном слишком долго. Приложение тут же предлагает мини-игры для концентрации внимания. Что особенно актуально в современном мире – люди сейчас имеют сразу по несколько гаджетов, которыми они постоянно пользуются. В связи с этим и есть нужда в таком приложении, которое создали казанские студенты.

- Наш проект создан для тех, кто испытывает проблемы с концентрацией внимания. Проблемы с этим, в свою очередь, оказывает существенное влияние на эффективность работы или учебы. Особенно это касается людей, которые часто пользуются современными информационными технологиями в повседневной жизни. То есть, по сути, каждого. Мы выяснили, что основными факторами, влияющими на устойчивое внимание человека, являются объемы потребления им медиапродукции, использование одновременно нескольких электронных устройств, походы в социальные сети и общая вовлеченность в технологии, - пояснил студент ИТИС Булат Фахрутдинов.

Проект «OnFocus» высоко оценили на финальном этапе хакатона «Цифровая Арт-терапия», который, напомним, проходил в рамках международного форума Kazan Digital Week - 2022. Команда института информационных технологий и интеллектуальных систем Казанского федерального университета с Булатом Фахрутдиновым заняла второе место. Вместо медалей и кубков ребята получили грант в размере 100 тысяч рублей. Эти деньги они потратят на дальнейшее развитие изобретенного виджета.

Стоит сказать, что над этой разработкой кроме Булата трудились его одногруппники Дамир Давлетшин и Александра Кулакова, которая в данное время находится на академическом отпуске. Так, в этой троице Дамир и Булат выступали в роли программистов, то есть писали коды для самой программы, учитывали все важные моменты его функционирования и проводили тестовый запуск. Александра, в свою очередь, была веб-дизайнером – занималась оформлением приложения и принимала решения по его креативу. Ей было очень важно вовремя подобрать правильные цвета, чтобы игра была комфортна для просмотра и имела, действительно, успокоительный эффект. Дело в том, что приложение от казанских студентов «OnFocus» относится к игротерапии.

- С данной разработкой мы выиграли грант на сумму 100 тысяч рублей. Хакатон нам очень понравился, организаторы здорово постарались. Арт-терпия – это то, чего по-настоящему не хватает в IT-сфере. Думаю нужно и дальше развиваться в данном направлении. Ведь оно подразумевает исцеление внутреннего мира человека искусством через различные картинки, рисование или графику. Это, кстати, очень помогает в работе с тревожными состояниями, которым сейчас люди наиболее подвержены. Также можно сказать, что данные упражнения помогают справиться и с другими психологическими расстройствами, не говоря уже об увеличении концентрации внимания. Если углубиться, то можно найти для себя очень много интересного в плане создания идей для последующих таких разработок, - отметил Булат Фахрутдинов.

А на что именно потратят выигранные деньги? Эти 100 тысяч рублей ребята решили поделить. Одна часть пойдет на поддержание жизнедеятельности проекта, а другая на его дальнейшее развитие.

СПРАВКА

Игротерапия в IT – это психологический инструмент, направленный на работу с нарушениями психики у людей всех возрастов посредством участия в определенной компьютерной игре. К слову, впервые практику игротерапии решил применить в 1913 году именно знаменитый психолог Зигмунд Фрейд. Он считал, что через игру те же дети проявляют свою активность, посредством чего можно выявить у них пассивные источники переживания. Спустя 20 лет после этого психоаналитик Мелани Кляйн решила выступить в роли наблюдателя в игротерапии с детьми. Она практиковала донесение до сознания малышей их собственного поведения и состояния через игру. В дальнейшем появились различные методики, разновидности и направленности этой практики, в том числе и по отношению к взрослым. С тех пор IT-специалисты применяет этот накопленный опыт в собственных разработках. Как, например, сделали это студенты института информационных технологий и интеллектуальных систем Казанского федерального университета.

Made on
Tilda