«IT и есть наше будущее. Мы уже в нем живем»: В Татарстане компьютерное зрение набирает популярность
Александр Гращенков рассказал о новом направлении и о том, как заинтересовался им.
Одним из молодых направлений в IT-сфере являются специалисты компьютерного зрения. Знатоки сomputer vision учат компьютеры извлекать информацию из изображений. То есть автоматически распознавать объекты или жесты на картинках и видео. В основном данная область применяется в беспилотных автомобилях, в создании МРТ-снимков при поиске опухолей, а также для распознавания нарушителей в общественных местах. Именно новизна и возможность создать что-то современное в этом направлении привлекает все больше IT-специалистов из Татарстана. Увлекло компьютерное зрение и Александра Гращенкова.

Александр родился в Набережных Челнах. Во время обучения в лицее имени Александра Пушкина он участвовал в олимпиадах, но без особых достижений. В 14 лет у него появился интерес к IT-сфере. Тогда он раз в год решил принимать участие в конкурсах для школьников по программированию. В старших классах начал изучать Adobe Flash - это программа для создания мультимедийного контента. При этом полученные знания он использовал на практике в формате презентаций к домашнему заданию. В 11 классе создал движок для написания 2D игр на DirectX 9. Тогда с данной разработкой он занял первое место по Татарстану и второе место по России.

- Движок нужен, чтобы упростить работу с видеокартой и выводом графики на экран. С его помощью можно было создать объект с текстурой и легко управлять позицией на экране. Он состоял из нескольких модулей: работа с графикой, работа с аудио и работа с элементами ввода, - пояснил Александр Гращенков.

УДАЧА И ПРИЗОВЫЕ МЕСТА

После окончания лицея будущий IT-специалист поступил в Институт вычислительной математики и информационных технологий КФУ по направлению «Информационные технологии». По его словам, особых успехов в учебе сначала не имел, но это не помешало нашему собеседнику идти дальше и достигать новых горизонтов в выбранной сфере.

После окончания университета Александр участвовал во множество IT-конкурсах. Правда, призовые места занимал редко. Да и цели такой не было. Для него важна была не победа, а участие, чтобы извлечь для себя из этого опыта максимум полезной информации, которую можно применить именно на практике. А так, по мнению Александра, в хакатонах большую роль все же играет удача. Так, по его словам, однажды он со своей командой продемонстрировал одно из лучших технических решений, но жюри их неправильно поняли. В связи с этим призовое место команда не заняла. Видимо, это стало последней каплей. Ребята были столь уверены в своих способностях и умениях, что решили это дело просто так не оставлять.

- Мы после этого написали организаторам хакатона напрямую, чтобы узнать причины. Оказалось, жюри не услышали важных частей нашего выступления. Благодаря записи стало понятно, что про всё необходимое мы им рассказали во время презентации. Однако менять решение они не стали. Через два месяца ребята, с которыми мы участвовали в хакатоне, решили сделать отдельную компанию на основе решения с хакатона. Компанию создали, привели код в порядок, сделали красивый сайт, сделали бэкэнд для всего этого дела, привлекли инвестиции. Через два года эту компанию успешно продали, - рассказывает Александр Гращенков.

Одним из запоминающихся для Александра состязаний является соревнование от одного из банков. На нем он с ребятами из RoadAR создали систему распознавания номера кредитной карточки. За два дня они обучили несколько моделей, а после запустили ее на iOS/Android. Они создали модель для выявления позиции карточки на изображении и распознавания символов. В данной разработке Александр помогал с разметкой данных и запускал всё на мобильном устройстве. В результате их команда выиграла первое место.

Следующим хакатоном стал BigBrand, который проводился в Москве. По иронии судьбы, ребята опоздали на поезд. Однако и отказываться от конкурса за день было невозможно. Решением в данной ситуации стала покупка авиабилетов. В итоге программисты всю ночь провели практически без сна в дороге. Но несмотря на это настрой их был боевым. Утром они были уже на месте.

НИКАКОГО ОТДЫХА

Александру и его команде предстояли еще 24 часа без отдыха - нужно было работать над пока еще не известным продуктом. От ребят требовалось создать приложение для организации местных спортивных игр.

- Идея, как по мне, была обречена на провал, но почему-то не получилось отказаться никак от ментора и делать свои идеи с играми. В общем, с технической точки зрения сделали крутое приложение, потратили много сил и нервов. Ничего не заняли. После подходили разработчики и спрашивали, реально ли мы столько сделали за период хакатона. По-моему, техническое решение влияет на результат хакатона процентов на 20 - 30%. Всё остальное - это презентация и опять же удача, - заявляет Александр.

В итоге он устроился работать в компанию-резидент ОЭЗ «Иннополис», которая занимается разработками передовых программных продуктов, базирующихся на использовании возможностей компьютерного зрения и нейросетей. Здесь Александр нашел себя и занимается любимым делом уже практически семь лет.

«Я ПРОСТО ДЕЛАЛ ПРИЛОЖЕНИЕ»

В данное время вечерами после работы Александр работает над двумя проектами, и оба они связаны с обучением. Разработка первого проекта началась еще в 2014 году. Тогда у него не было понимания ни рынка, ни того, как правильно подходить к созданию программы.

- Я просто делал приложение, делал функции, которых мне не хватало. Почему-то было интересно засиживаться вечерами и разбираться с тем, как устроена платформа Courserа. Я только сейчас понимаю, что с точки зрения заработка и охватов рынка оно было обречено на провал. Из плюсов я могу выделить, что набрался хорошего опыта создания продукта, - сообщил Гращенков.

На данный момент это приложение имеет более упрощенный интерфейс и минимальную поддержку iOS 9 и несколько позитивных отзывов, которые грели душу Александра.

Вторым его детищем стала программа по просмотру видео с автоматическим переводчиком. Александр начал воплощать данную идею еще в 2017 году. Тогда его целью стало желание иметь свою, более широкую, аудиторию потребителей созданных им продуктов. При этом ему нравился весь процесс разработки - от начала до конца. В данное время он усовершенствовал свою программу и сделал ее более системной, а также создал пиритизацию по задачам.

- Больше думаю про маркетинг и продвижение продукта. Но и тут не без ошибок: я потратил полгода на поддержку хромкаста (Линейка цифровых медиаплееров, предназначенных для воспроизведения аудио и видео. - Ред.). Однако этим функционалом никто в итоге не пользуется. А делал его, потому что на день рождения кто-то из друзей мне подарил хромкаст, - отметил программист.

Разработкой данного приложения Александр занимался один. Нет, конечно, искал среди близких и друзей, кто бы мог ему помочь в этом, но единомышленников программист пока так и не нашел. А тут еще в связи с появлением семьи у него не так много времени остается на доработки данных проектов. Однако он пытается хотя бы четыре часа в неделю уделить этому делу. В планах доделать приложение, через которое можно просматривать видео онлайн в оригинале и тут же получать перевод на нужный потребителю язык.

НЕЙРОСЕТЬ

В данное время идет работа еще над одним экспериментальным проектом, связанным с компьютерным зрением. Над его воплощением занимаются два человека. Так, Александр создает трекинг шарика в настольном теннисе, а второй разработчик занимается обучением нейросети для поиска стола для настольного тенниса. Однако пока не понятно, получится ли технически его реализовать. Ранее другие команды пробовали внедрить данный функционал на сервере, но не смогли завести его на мобильный телефон. В связи с этим Александр с напарником хотят попробовать этот момент реализовать в собственном проекте.

- IT и есть наше будущее. Мы уже в нем живем. С каждым годом эта сфера будет упрощать все больше наших процессов и автоматизировать ручную работу. Любите, что делаете, и делайте, что любите. Если думаете только о деньгах, вспомните самые счастливые моменты в своей жизни, - посоветовал специалист компьютерного зрения и iOS-разработчик Александр Гращенков.
Made on
Tilda