Стук в дверь. Никто не открывает. На двери записка: «Ушел на митинг в школу. Буду к 10 часам.» Дата и подпись — все официально, как и полагается директору. В апреле этого года Ислам Бахтияров отметил 95-летний юбилей, но это не мешает ему активно участвовать в жизни школы.
Ислам Каримович является почетным жителем Нурлата, Отличником народного просвещения и Ветераном труда, имеет также Орден Почета. Большую часть своей жизни он посвятил детям и школе, а молодые учителя и директора до сих пор обращаются к нему за советом.
«НИКУДА ТЫ НЕ ПОЕДЕШЬ, В ШКОЛАХ НЕ ХВАТАЕТ УЧИТЕЛЕЙ»
Родился Ислам Бахтияров в деревне Курманаево Нурлатского района 5 апреля 1928 года. Здесь же окончил 10 классов.
- Я после выпуска хотел уехать учиться дальше, но заведующая РОНО сказала: «Никуда ты не поедешь, в школах не хватает учителей. В селе Фомкино нужен учитель физики и математики, а в деревне Бикулово - учитель химии и биологии. Куда хочешь, туда и иди. Пару лет поработай, а потом поедешь учиться». Таким образом, даже если я не хотел сам быть учителем, меня сделали им. После конечно влился и полюбил эту работу, - вспоминает Ислам Каримович.
В итоге, он согласился и переехал в Бикулово. На решение повлияло и то, что в те сложные времена учителям и врачам давали 9 килограммов пайка. Отец Ислама Бахтиярова, конечно, же был против. Он хотел, чтобы его сын работал в родной школе, в Курманаево. Однако Ислам Каримович не понимал, как можно работать наравне с учителями, которые буквально вчера тебя сами же и учили.
ВМЕСТО УРОКОВ, ШЛИ РАБОТАТЬ
Неудивительно, что в то время учителей не хватало. Ведь школьные годы Ислама Каримовича пришлись на Великую Отечественную войну.
- Когда началась война мне было 13 лет. Мужчины уехали на фронт, а мы с матерями и детьми все лето работали в колхозе. Учеба начиналась не как обычно, а с 1 октября. В 1943 году мы пришли в школу, а нас еще на 15 дней в колхоз отправили. Были тяжелые времена, - вспоминает Ислам Бахтияров.
За работу в колхозе ему вручили медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 года» и присвоили звание Ветерана труда. Ислам Каримович считает это — самой дорогой наградой.
«КУПИЛ ЖЕНЕ ПАТЕФОН, ЧТОБЫ ОНА НЕ ПЛАКАЛА»
В декабре 1948 года Ислама Бахтиярова призвали на службу в армии и работу учителем пришлось прервать. Сначала он был авиационным механиком, затем выучился на техника, позже стал офицером. Прослужил ровно 5 лет и в декабре 1953 года вернулся домой.
- Я как раз в мае 1953 года в отпуске женился и забрал супругу Чэчэк с собой. Вдали от родных она плакала, я каждый день в 4-5 утра уходил на службу, поздно возвращался. Даже патефон ей купил, чтобы повеселее было, отец пластинки отправил. Каждый раз прихожу домой, а она заплаканная. В то время авиационным и танковым войскам сократили службу. Чэчэк, узнав об этом обрадовалась. Сначала меня не хотели отпускать, мол, техников не хватает. Но в итоге мы вернулись, - вспоминает учитель.
«ДИРЕКТОРОМ СТАНЕШЬ — КВАРТИРА ТЕБЕ БУДЕТ»
После армии Ислам Каримович педагогику не забросил. Проработал год заведующим школы в деревне Чишма, затем обучал детей химии и биологии в родной в школе в Курманаево. Начал задумываться над переездом в город.
- У меня был близкий друг Гариф - он работал директором в одной из школ Бугульмы. Летом 1977 года мы с ним случайно оказались вместе в санатории. Он мне говорит: «Ислам, давай, переезжай в Бугульму, в двух школах директор нужен. Директором станешь - квартира тебе будет». Он заинтересовал меня, и я дал свое согласие, - рассказывает Ислам Бахтияров.
Однако в Нурлатском РОНО его отпускать не захотели и предложили стать директором в школе №1 или в школе №3 Нурлата, а что, тоже город. Посоветовавшись с женой, он принял решение все же остаться в родном районе. Так, в 1977 году Ислам Каримович стал директором школы.
А спустя два года ему уже предложили возглавить Нурлатское РОНО. Ислам Бахтияров очень сомневался, ведь на тот момент ему уже был 51 год. Согласился, проработал три года и все-таки опять вернулся в школу №1, где было обучено несколько поколений нурлатцев.
В 1988 году директор вышел на пенсию, но и после этого его несколько раз звали обратно в школу преподавателем.
САМОЕ СЕРЬЕЗНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ
По мнению Ислама Каримовича, самое сложное в работе директора и учителя - это ответственность за детей. Благо в его годы работы, каких-то чрезвычайных случаев не было.
- Дети с соседних деревень приходили в школу по мосту. Во время весеннего паводка его затапливало, и тогда им приходилось перебираться через реку на лодках. Мы их провожали, иногда у себя в квартирах размещали и следили, чтобы тайком домой не убежали - было страшно, вдруг, утонут, - рассказал Ислам Бахтияров.
Самым серьезным происшествием для себя бывший директор считает случай кражи ружья.
- У нас в школе были ружья, которые охранялись. Как-то смотрим - одного не хватает. Оказалось, бывший выпускник нашей школы по неосторожности в разговоре рассказал, что в школе есть ружья. Один из жителей, отсидевший в тюрьме, услышав об этом, пригрозил ему расправой, выведал, где хранится оружие и украл его. Ружье нашли и больше таких инцидентов, к счастью, не было, но я тогда посчитал для себя это очень большим происшествием, - отметил Ислам Каримович.
МАМУ ТАК И НЕ НАУЧИЛИ ЧИТАТЬ
Старший брат Ислама Бахтиярова, погиб в начале Великой Отечественной войны. Его сестра и младший брат также были учителями. О чем сожалеет директор, так это то, что трое детей с высшим образованием не смогли обучить свою маму грамоте.
- Она письма брата с войны в сундук собирала и хранила их. Я в один день зашел, она взяла эти письма, смотрит на них и плачет, потому что прочитать не может. Говорит: «Эх, если бы читать умела бы, все бы прочитала». Я уже тогда был учителем и до меня дошло, мы маму хотя бы читать научить могли же, - вспоминает Ислам Каримович.
К слову, из его детей и внуков никто педагогическую деятельность не продолжил. Дочь работает стоматологом, сын - занимает руководящую должность, а старший сын и вовсе живет в другой стране.
Хоть и прошло уже более 35 лет после того, как Ислам Каримович был директором, его строгий и ответственный характер не изменился. Даже после разговора с корреспондентом, он вышел провожать его на улицу, словно это его ученик уходил со школьного двора.