«У нас дети становятся другими, тут для них больше возможностей»: Как и чем живет современная школа-интернат и ее педагоги в Татарстане
Для школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья в поселке городского типа Уруссу Ютазинского района 2023 год стал особенным – учреждение отметило 60-летие. Наш корреспондент лично посетила учреждение и узнала, как и чем живет местный интернат
В 1963 году в поселок Уруссу из Бугульмы на трех автобусах приехали учащиеся с 1 по 8 класс. Ребят совместно с педагогами встретил первый директор школы Загидуллин Салим Халилович – руководитель с большим педагогическим стажем, участник Великой Отечественной войны, орденоносец. Примечательный факт, что все мужчины, которые работали в школе в то время, были ветеранами ВОВ.
Сейчас, безусловно, многое изменилось, но неизменным остается одно – детей в школе до сих пор продолжают готовить к самостоятельной жизни в обществе, формируют у них моральные качества, воспитывают волю и характер.

УЧЕНИКИ МОГУТ ПОСТУПИТЬ В КОЛЛЕДЖИ


В настоящее время в школе работает 64 сотрудника, 37 из которых — это педагоги. В интернате с 1 по 9 класс учатся 129 детей с ограниченными возможностями здоровья и с интеллектуальными нарушениями. Все, как в обычной школе: учеба пять дней в неделю, уроки, кружки, только программа облегченная и упрощенная. Правда, здесь ученики еще и бесплатно живут, а также им предоставляется пятиразовое питание.
- Некоторые родители, конечно, мечтают, что может все нормализуется, но некоторые диагнозы, они на всю жизнь, и с этим нужно научиться жить. После выпуска из интерната наши ученики могут поступить в колледжи и техникумы. Благо сейчас в учреждениях создают специальные группы для детей с ОВЗ, где они могут освоить профессию штукатура-маляра, швеи, повара-кондитера и не только, - рассказал директор Уруссинской школы-интерната Дусалимов Ильдар Марсельевич.
По выпуску из интерната вместо аттестата ученики получают специальное свидетельство, с которым действительно можно дальше поступить в колледж или техникум и продолжить обучение. По завершению они также получают специальный документ, по нему в дальнейшем можно уже устроиться на работу.
- Мы в 9 классе ведем профориентационную работу с близлежащими колледжами и техникумами: с Бугульмой, Бавлами, Азнакаево, Октябрьским, где наши дети могут продолжать свое обучение. С этими учреждениями мы контактируем, они перед воспитанниками и их родителями выступают с презентациями. Даем детям выбор, чтобы они могли определиться самостоятельно, - отметил директор школы-интерната.


В КАКИХ УСЛОВИЯХ УЧАТСЯ ДЕТИ

В 2022 году в школе-интернате был проведен капитальный ремонт зданий, и учреждение стало соответствовать всем последним требованиям, в том числе и по инклюзивной среде. Закупили оборудование, в каждом классе появилась возможность использовать интерактивные средства обучения детей. Обновили также кабинет педагога-психолога, медкабинет, столовую, кабинет ЛФК, компьютерный класс, мастерские, а в логопедический кабинет приобрели «умное зеркало». Педагоги признаются, что давно мечтали о нем.
Отремонтировали и спальный двухэтажный корпус. Обновили крышу и фасад, полы, стены выровняли, поменяли проводку, установили систему охраны, сигнализации, видеокамеры, металлорамки – в общем работа была проделана большая.


«МЫ ИХ ГОТОВИМ К ЖИЗНИ»

Многие привычные, казалось бы, для нас вещи могут вызвать трудности у ребенка с интеллектуальными нарушениями. Специально для этого в школе проходит учебная дисциплина «Основы социальной жизни».
Зайдя в кабинет, ты словно оказываешься на кухне среднестатистической квартиры: мебель, плита, посуда, микроволновка, раковина и холодильник.
- Главной темой у нас, конечно, остается питание. Важно научить ребят покупать продукты в магазине и на рынке, накрывать стол на завтрак, обед, ужин, составлять меню и правильно рассчитывать семейный бюджет. Особенно дети любят готовить различные блюда, а после чего угощать родителей, - поделилась учитель-дефектолог высшей квалификационной категории Хафизова Диляра Талгатовна. – Много внимания уделяется также тому, какие виды транспорта существуют и как ими пользоваться, как заполнять документы, отправлять письма и посылки на почте.
По словам педагога, далеко не во всех школах есть такой предмет. Школьники учатся здесь культуре поведения и этикету, а также самому нужному ¬– быту. Уборка жилища, стирка одежды, уход за грудным ребенком, думается, что и многие взрослые не против были бы научиться делать это правильно.

МАСТЕРА НА ВСЕ РУКИ

Столярное дело

Дальше мы отправились в мастерские, в которых детей обучают швейному, столярному и штукатурно-малярному делу. В прежние годы на занятиях по общественно-полезному производительному труду дети изготавливали посылочные ящики, детские кроватки, деревянные лопаты, шили постельное белье.
Сейчас в школе-интернате появились новые станки, и ученики вместе с преподавателем учатся различным техникам работы с деревом. К примеру, на День учителя ребята сделали настенные ключницы и подарили их ветеранам-педагогам школы. А передает знания детям учитель трудового обучения Абрамов Евгений Сергеевич.

Штукатурно-малярное дело

Здесь школьники учатся штукатурить, отливать из песчано-цементной смеси горшки, класть кирпич и выполнять малярные работы.
- Мальчик-выпускник, если в этом разбирается, в жизни в будущем уже он не пропадет, - считает учитель трудового обучения Гариев Газинур Гамбарович.
Его ученики ежегодно участвуют в Национальном чемпионате по профессиональному мастерству «Абилимпикс» среди детей ОВЗ и инвалидов. Это еще одна возможность в последствии победителям и призерам получить приглашение на учебу или работу.


Швейное дело

Кабинет оборудован швейными машинками и машинками для вышивки, столом для раскроя ткани, утюгами и другими необходимыми инструментами.
Ученицы на уроках шьют одежду и даже сценические костюмы для концертов и театральных постановок – это дает девочкам возможность применить свои навыки на практике и поучаствовать в творческих проектах интерната.

НЕ ТОЛЬКО УЧЕБА

В 2018 году под руководством воспитателя Галиевой Алсу Нуховны в Уруссинской школе-интернате был создан волонтерский отряд «Бумеранг». Ребята ведут большую общественную работу, участвуют во Всероссийских конкурсах.

Также работают различные кружки. Например, школьное театральное объединение «Радуга» ежегодно становится обладателем гранта «Театр-All INCLUSIVE».


Большой вклад в развитие спорта вносит учитель физкультуры Зайдуллин Фанис Дамирович. Много лет работая в школе, он прививает любовь к ЗОЖ, руководит спортивным объединением «ОФП». Под его руководством дети завоевали призовые места и кубки в Республиканских и зональных соревнованиях. Кроме того, с прошлого года в интернате функционирует школьный-спортивный клуб «СТАРТ», под руководством социального педагога и учителя физкультуры Аюповой Аделины Винеровны.

Танцевальный коллектив «Вдохновение» под руководством Кашаповой Ландыш Раисовны – неоднократный победитель и призер республиканских и всероссийских конкурсов и фестивалей: «Я могу! Творчество без границ», «Мы все можем!», «Без бергэ!», «Фестиваль безграничных талантов». Танцоры являются и обладателем гранта республиканского конкурса «Салават купере».

В школе создан инструментальный ансамбль «Ложки расписные» под руководством учителя-дефектолога Яшиной Натальи Николаевны. Ее воспитанники ежегодно занимают призовые места в различных республиканских конкурсах и фестивалях.

- Родители часто пугают своих детей: будешь плохо учиться – в интернат пойдешь. Отсюда предвзятое отношение, но, если у ребенка какое-то нарушение, диагноз есть, тут для него все условия созданы, программа адаптирована для детей с ОВЗ. Поэтому, когда дети приходят с других школ, тут сразу же их потенциал раскрывается, - поделилась заместитель директора по воспитательной работе Гильманова Гульназ Наилевна. – Для учеников проводится очень много конкурсов: олимпиады, чемпионаты, спортивные соревнования, у нас дети становятся другими. Поэтому, если у ребенка диагноз есть, если ребенок инвалид, не надо бояться интерната. Наоборот, тут для него больше возможностей.
Made on
Tilda