За плечами Расимы Кавиевны 40 лет педагогического стажа. Еще с детства она мечтала стать учителем. Педагог с теплотой вспоминает своего школьного преподавателя по географии, которая стала для нее другом и наставником, а также проводником в большую жизнь, за что Расима Гайнанова благодарна ей. После окончания Казанского государственного педагогического института (КГПИ) она по распределению попала в Кукморский район Татарстана. Там осталась и нашла свое счастье.
- Я всегда работала по учебному сектору, занималась отстающими учениками. Мне нравиться помогать, делиться своими знаниями. После окончания школы поступила в КГПИ. Тогда мне было всего 16 лет. Школа, парта, учитель – это моя судьба. Время выбрало нас, зажигать души-свечи, - говорит Расима Гайнанова.
Для многих ее близких и семьи выбор этой профессии не стал неожиданностью. Тем более в этом же институте училась и родная сестра Расимы. Она интересно рассказывала ей о студенческой жизни, о преподавателях, об институте, поэтому никаких других мыслей о дальнейшем выборе своего жизненного пути и не возникало.
Расима Гайнанова признается, что ее профессия не из легких. Бурлящие через край эмоции, амбиции, юношеский максимализм - вот далеко не полный список того, с чем приходится сталкиваться в процессе обучения учителю. Нужно правильно помочь преодолеть подростку эти непростые периоды.
«РЕБЯТА, У ВАС НОВЫЙ ПЕДАГОГ»
- Мне повезло в столь юном возрасте (21 год) попасть в очень хороший слаженный и сплоченный коллектив. Мудрые, веселые, влюбленные в жизнь, в свою профессию. В школе меня приняли по-доброму, по-семейному. На первый урок меня проводил директор. Я на всю жизнь запомнила его слова ученикам: «Ребята, у вас новый педагог, только что из института. И именно от вас сейчас зависит, будет ли наша Расима Кавиевна работать в школе, полюбит ли она школу как учитель. Пожалуйста постарайтесь», - вспоминает педагог.
Тогда ученики Расимы Гайнановы были всего на пять-шесть лет младше ее. Для нее это был интересный опыт. При этом, к школе она привыкла сразу благодаря коллегам, которые помогали и поддерживали ее. В первый год работы педагога поселили с другой учительницей в маленьком домике. Ученики помогали им приносить воду с колонки и колоть дрова для печки. Учительница географии и биологии жила с ощущением домашней теплоты в коллективе, в атмосфере искренности и доброты. А том, чтобы бросить все и уехать в город, даже мыслей не возникало.
- Осознание того, что я не ошиблась в выборе профессии, пришло, когда я увидела плоды своего труда, почувствовала, что нужна ученикам, меня ждут в школе и мне доверяют. Особенно ценным стало то, что девочки-ученицы часто писали мне письма, задавали вопросы, советовались и рассказывали свои секреты, - отметила учитель.
«ПРОФЕССИЯ УЧИТЕЛЯ НЕ ДАЕТ СТАРЕТЬ И ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ ОДИНОКИМ»
По мнению Расимы Гайнановы, сложности есть во всех делах и профессиях. Но любовь к работе, любовь к своей мечте, ответственность за порученное дело помогали ей справится со всеми трудностями. К тому же все прожитые в школе дни для нее являются лучшими. Каждый из них привносит что-то интересное, необычное. Особенно ей приятно было, когда родители детей передавали ей приветы. После этого на душе становилось по-особенному тепло.
- Дети всегда идут в школу с открытой душой, с надеждами. Ученики и тогда, и в настоящее время остаются учениками. Очень многое зависит от взрослых, все идет из семьи. Если учитель ведет себя правильно со школьниками, уважает их, не ставит себя выше, то и они будут относиться к нему так же. Если в семье говорят плохо о преподавателе – это отражается на отношениях. Раньше было больше уважения к профессии учителя. Сейчас многое изменилось в образовании, развитие получила воспитательная часть, - рассказывает педагог.
Самым большим плюсом в профессии Расима Гайнанова считает то, что занимается любимым делом. Работа учителя – это работа среди детей, всегда в движении, везде смех, игры. Словом, нет однообразия. К тому же эта профессия не дает стареть и чувствовать себя одиноким. Также она требует постоянного развития. С первых дней трудоустройства и до сих пор Расима Гайнанова старается всегда проявлять интерес к жизни ребенка, к его радостям и огорчениям, стремлениям и неудачам, к его личным переживаниям. Важной фразой для нее являются следующие строчки: «Любовь воспитывается любовью, доброта – добротой, надо чувствовать ответственность за каждого ребенка».
- Выбирать профессию учителя нужно обдуманно, душой. Только любовь к детям может привлечь к этому выбору. Основная идея работы педагога, как и моя – любить детей сердцем, воспитывать добротой и стремиться понять каждого. Хочу поблагодарить учеников за уроки, беседы и разговоры. Мы учимся вместе: я учила их предмету, они меня искусству общения и жизни, - заключила учитель.
Отметим, Расима Гайнанова имеет знак «Отличник сферы образования и науки Татарстана», почетную грамоту Минобразования России, а также является участником республиканского конкурса проектов «Мой любимый учитель географии» от регионального отделения Русского географического общества.