«У каждого ребенка должно быть желание сюда идти»: Директор казанской школы №39 Галина Назипова рассказала о подходах в образовании детей
Уже в следующем году казанская школа №39 с углубленным изучением английского языка отметит 90-летний юбилей. В преддверии знаменательной даты мы общались с человеком, чья жизнь неразрывно связана с этим образовательным учреждением – директором Назиповой Галиной Алексеевной.
Педагогический стаж Галины Алексеевны составляет 50 лет, из них 24 года – неразлучно связаны с 39-ой школой. Статус высокого уровня: отличника народного просвещения, заслуженный учитель Татарстана, медаль ордена за заслуги перед Республикой Татарстан, кандидата биологических наук.

Для Галины Алексеевны школа не просто место работы — это ее жизнь, жизнь для детей и во имя детей, в чьей судьбе огромную роль играет образование, поэтому и считает, что жизнь школы, более важная, чем ее личная.


С широкой улыбкой на лице, она делится своим отношением к работе: «Школа — это моя жизнь по-настоящему, и это очень важно». Иначе не смогла бы посвятить свою жизнь образованию: «За всю жизнь я не помню такого, чтобы я сказала, что устала, не хочу идти на работу».


Галина Алексеевна признается, что в первые годы своего руководства 39-й школой долго не решалась сказать «моя школа», «мои дорогие дети». Сегодня, для нее эти слова приобрели особое значение, наполненное чувством гордости.


- Сейчас я могу сказать: моя школа, и я «наследила» здесь лично. Я счастлива, что к нам идут, и что школа остается востребованной для общества за все время ее существования. Это очень важно. В городе много новых, оборудованных по последнему слову техники школ, от просторов их кабинетов рекреаций дух захватывает. Здесь мы не конкуренты. Значит, есть в нашей 39-й более значимое, чем она и привлекает родителей наших учеников, которые ведут, везут своих детей к нам, - говорит Галина Алексеевна.

УЧИТЕЛЯ – НАСТОЯЩИЕ ПАТРИОТЫ ШКОЛЫ

В школе №39 трудятся 102 педагогических работника. Отличительной чертой коллектива является его стабильность. Если кто-то решает покинуть школу, то это происходит исключительно по уважительным причинам. Такая кадровая стабильность во многом позволяет ежегодно на высоком уровне обучать около 1500 учеников, выпускать стобалльников по ЕГЭ, готовить победителей и призеров олимпиад и конкурсов, выбирать своей профессией – профессию учителя, основу углубленного направления школы – иностранный язык.

Дух и традиции школы бережно сохраняются и передаются учителями, которые эту школу закончили, здесь учились и пришли после института сюда работать – это особая категория. Есть целые педагогические династии, например, Народного учителя Республики Татарстан Дроздова Елены Анатольевны. Ее мама работала здесь учителем математики, сама она училась и работает долгие годы учителем английского языка, а теперь и ее дочери, закончив обучение в 39-й школе, вернулись после института в свою школу, где преподают английский язык.


По окончании КГУ им. В.И. Ульянова-Ленина Лычагина Нина Силантьевна была приглашена Рукавишниковой Клавдией Афанасьевной, проработавшей в школе №39 всю жизнь, как отличная выпускница, на место учителя географии.

С 1973 года Нина Силантьевна бессменно работает в одной школе более 50-ти лет в должности учителя и заместителя директора.

Тинчурина Татьяна Валентиновна с 1974 года, после окончания Горьковского педагогического института иностранных языков (сейчас это лингвистический университет – НГЛУ – один из ведущих университетов страны) по настоящее время работает учителем английского языка. Ее педагогический опыт, глубокие академические знания и организаторские способности позволили ей возглавить кафедру иностранных языков в инновационной школе.


- И таких сотрудников, преданных школе, у нас много: скажешь, что надо сделать, и можно не проверять, потому что знаешь, что они сделают хорошо, - отзывается о коллективе Галина Алексеевна. - В этом году список учителей снова пополнился из числа наших выпускников – это Садыкова Ангелина Маратовна – учитель математики, и Гатауллина Аида Маратовна – учитель английского языка. Надо отметить, что возрастные учителя с грустью принимают решение об уходе на заслуженный отдых. Конечно, это сложно. Поэтому при каждой возможности мы приглашаем наших ветеранов в гости, и они сразу же откликаются. Бывшие учителя проходят к детям в классы, встречаются с учениками и учителями, делятся воспоминаниями, рассказывают, интересуются, как и что здесь происходит. Приходят с рекомендациями и пожеланиями, особенно те, кто практически с семи лет прожил в этой школе. Они испытывают счастье от того, что снова сюда пришли, их глаза блестят – это важно.

РОДИТЕЛИ И МОТИВАЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ


Утро директора школы №39 начинается задолго до звонка на 1-й урок. Надо обойти всю школу, проверить исполнительность технических служб, а потом встретить учителей и учеников. Привычный распорядок руководителя, в котором есть безотлагательные вопросы, например, обращения родителей учеников.


- Это особая работа директора. Если обращение поступило, значит это актуально. Очень важно сразу определить суть обращения, выяснить назревший вопрос, в связи с чем он возник, подумать какие пути можно найти, чтобы корректировать. Здесь не должно быть затягиваний в решении, - считает Галина Алексеевн. - Если ко мне пришли с вопросом, я никогда не позволяю себе сказать, извините, у меня нет времени. Пока точку не поставили, вставать из-за стола даже нельзя.

В этой школе действительно создается особая атмосфера взаимодействия с родителями. Здесь они не просто папа и мама, а активные участники воспитательного процесса. Их интерес и мотивация играют важную роль в формировании успешной образовательной среды. В школе №39 родители живут учебным процессом. К их мнению прислушиваются и уважают его. Величайшее счастье, по словам Галины Алексеевны, это когда бывшие ученики приводят в школу уже своих детей. Это доверие дорогого стоит.

Вопрос мотивации педагогов в этой школе занимает важное место. Государство вводит субсидии, есть профессиональные категории, повышение зарплаты, награды. Но ведь профессия учителя – это далеко не заработок, важно по душе ли учителю эта профессия. Как отмечает директор школы №39, мотивация учителей должна зависеть не только от материальных стимулов, но и от самоотдачи, ответственности за свою работу, удовлетворения от неё. А это уже разговор о репутации образовательного учреждения.

- Если учитель работает всю свою жизнь в школе и никогда об этом не пожалел, не засомневался разве это не призвание! Если ты остался здесь, работаешь, живешь вот этой звездой, значит, это твое, - говорит Галина Алексеевна.

ТРАДИЦИИ


Директор сравнивает школы-новостройки с золотым сосудом, который построили и обставили оборудованием. Однако при этом она подчеркивает, что для достижения настоящих результатов необходимо не только здание, но и дух, смысл и традиции. Именно эти ценности, накопленные за 90 лет существования школы №39, придают ей особую уникальность.
Скоро Новый год и вся школа собирает подарки для ребят из Лаишевского детского дома, которые потом ученики лично отвtзут ребятам и поздравят их с наступающим праздником. И так каждый год, много лет подряд.

В начале года, учитывая близость ОГЭ и ЕГЭ, больших мероприятий обычно не проводится, но школа не лишена праздников в это время. Перед Днем святого Валентина учителя и одиннадцатиклассники собираются в актовом зале и читают стихи о любви. Галина Алексеевна и сама присоединяется к чтению произведений классиков.


День защитника Отечества имеет особое значение. У старшеклассников проходит конкурс «А ну-ка парни!», где отцы вместе с сыновьями соревнуются в физической подготовке. Девочки болеют за команды, а мамы готовят торты.


В школе изучают не только традиционные праздники стран изучаемого языка, такие как День благодарения, но и придают им свой собственный смысл. Например, педагоги учат детей быть благодарными за мелочи, то есть посмотреть на праздник с другой стороны.


- Обычаи и традиции стран изучаемого у нас английского языка – нормально знать, учить и брать от них положительное. Если мы у кого-то возьмем хорошее, нам от этого хуже не будет. Сохраняя – преумножай, адаптируй, - считает Галина Алексеевна.

В рамках Пушкинской декады в школе проходят балы, учащиеся показывают костюмированные представления с декорациями, читают стихи и поэмы – настоящий образовательный праздник, в котором принимает участие все.


Еще один значимый проект, за авторством самой Галины Алексеевны – «Адаптивные каникулы». Детям после трех месяцев лета сложно войти в учебный процесс, и, как правило, они переносят это сложно и требующего переключения с летнего режима отдыха на образовательную деятельность.


- Мы в конце третьей недели всей школой выезжаем по определенному маршруту. Восьмые классы едут в Болдино, потому что сразу после этого по программе у них Пушкин. Девятые классы едут в Тарханы - к Лермонтову, потому что они по приезду проходят его творчество. Старшеклассники едут в Ясную поляну - к Толстому, кто-то едет к Чехову, Есенину, Пастернаку, Цветаевой, Тукаю или Державину. И получается, что перед началом программы, они уже прочувствовали этот дух, место, где произведения писателей создавались, - рассказала Галина Алексеевна.

КАБИНЕТЫ С ХАРАКТЕРОМ

Каждый кабинет в школе №39 несет в себе не только функциональное назначение, но и уникальный характер, имея свой почерк и дух. Особое внимание уделяется созданию микроклимата, где ученику и учителю комфортно. Галина Алексеевна подчеркивает, что обустройство школьных помещений – это дело чести. Создание комфортных условий для всех участников образовательного процесса является важной задачей директора школы.
Галина Назипова, как учитель биологии, с любовью и самобытностью обустраивает и свой кабинет. В нем удалось сохранить таблицы по предмету от 1812 и 1850 годов. Наравне с этими раритетами в классе установлены современные интерактивные панели, что придает урокам еще большую информационную емкость.

Кабинеты английского языка также обустроены по учительским идеям и решениям. В художественном оформлении кабинетов помогают выпускники школы, ученики их родители. В каждом элементе оформления есть свой особенный почерк.


В кабинете «Английская библиотека» дети не только изучают язык, но и погружаются в культуру англоязычных стран через литературное наследие.


- Идея создания кабинета появилась после того, как школе передали библиотеку произведений английских и американских авторов на русском и английском языках, - вспоминает директор, - В оформлении библиотеки принимали участие учителя нашей школы: учитель труда смастерил часы с использованием исландского сланца, камин и балки по периметру, учительница ИЗО создала фрески, школа приобрела мебель, соответствующую теме замысла кабинета. Атмосфера и оформление  создает тематический стиль для каждого урока, - рассказывает Галина Алексеевна.

Еще один проект, «Литературную губернию», школа воплощает не только в учебном процессе, но и через искусство. Например, расписаны обои под тематику Льва Толстого, а открытая библиотека в коридоре дополняет и придает свою атмосферу, образовательную среду.

Таится много интересного и в коридорах школы. По инициативе учеников в них сделали коворкинг, обустроили зону для отдыха. Здесь на стенах можно увидеть плакат с фотографиями ветеранов Великой Отечественной войны. Каждый снимок — это напоминание школьникам о героизме и важности сохранения памяти, о патриотизме старшего поколения.

ПЛАНЫ


- 90 лет – это не анахронизм, а период, - подчеркивает директор, говоря о предстоящем юбилее школы. – Это время поиска и находок. Мы никогда не стоим в стороне, всегда готовы к новым вызовам и подходам, постоянно участвуем в различных конкурсах и стремимся к наивысшим результатам.

Стоит отметить, что в рамках подготовки к юбилею, в школе №39 появится уникальный полувиртуальный музей с ее историей. Экспозиция будет размещена на стенах, потолке и даже на полу коридора.


- Планируем разное, вариативное, уже работаем, думаем, что все получится. Но если уж замахнулись, то ищем пути решения. Для нас всех это очень важно. А для меня лично важно, чтобы каждому ребенку в нашей школе хотелось сюда идти, - призналась Галина Алексеевна.

Выпускники, к слову, уже услышали об этих планах и тут же проявили интерес, а также готовность включиться в процесс. Такое единое стремление создает уверенность в том, что каждая задумка здесь будет успешно реализована. Вместе, с опытом прошлого и энергией настоящего школа №39 готовится открыть новую главу в своей богатой истории.

Made on
Tilda