Режиссер Ульяновского драмтеатра Максим Копылов об актерах и «войне за зрителя»: «Я амбициозный человек»
Чуть больше двух недель назад в театре стартовал 239-й предъюбилейный сезон. Начали с премьеры постановки «CONSTANTIA» по пьесе Владимира Маяковского «Баня». Однако в новый творческий год театр вступил без главного режиссера, хотя, казалось, к сентябрю назначению все-таки суждено было бы быть. «КП» - Ульяновск» пообщалась с человеком, кого многие пророчили на это место, - режиссером и актером театра Максимом Копыловым.

Начали разговор сразу с уточняющего вопроса, не назначили ли все-таки Максима Копылова на должность главного режиссера, - ну а вдруг это сделали без лишней огласки? Ответ оказался почти очевидным: «Нет». Естественно, не могли не спросить, видит ли Максим себя на этой должности.

- А почему нет? Я амбициозный человек, все мои амбиции соразмерны моим заслугам, поэтому почему нет? - улыбается режиссер.

ЧЕМ ПРОСТОЙ РЕЖИССЕР ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ГЛАВНОГО?

Кстати, оказалось, что работа простого режиссера и главного сильно различается. Второй несет ответственность вообще за всю художественную составляющую театра.

- Обычный режиссер отвечает за постановку только своего спектакля и несет ответственность только за нее. А главный режиссер отвечает за весь театральный процесс, у него в целом много обязанностей: контролировать каждый спектакль, труппу, чтобы она была занята делом во время рабочего дня. Он не столько постановщик, сколько руководитель жизнью и художественными процессами в театре, работающий в тандеме с директором. Контроль каждого вечернего спектакля, всех творческих служб - всё, что происходит на сцене, его зона ответственности, - рассказывает Максим Копылов.

Однако место искусству за этой рутиной руководителя все-таки остается, ведь перед режиссером на сезон стоит важная задача (кроме всех остальных) - поставить на сцене несколько спектаклей.

ОТКРЫТИЕ СЕЗОНА И ОТЗЫВЫ ПУБЛИКИ

Как мы говорили, новый сезон открыла «CONSTANTIA». Максим Копылов признался нам, что такого позитивного отклика от публики не ожидал никто - ни директор, ни труппа, ни он сам.

- Я вообще не предполагал, что наш ульяновский зритель настолько примет этого поэта. Настолько удивительно, что наши земляки прочувствовали и прониклись этой историей, самим текстом. Пьеса написана 95 лет назад, но ничего абсолютно в нашем обществе не поменялось. Люди такие же, просто сменилась обертка и декорации, - отметил Копылов.

Ульяновцы приняли и считали всё, что хотел передать режиссер, несмотря на сложнейший слог и конструкции предложений - все-таки Маяковский, как-никак! Именно на тексте и был сделан акцент в спектакле, чтобы актеры точно доносили все фразы, не меняя оригинал, ничего не добавляя от себя.

- Я хотел представить на сцене именно Маяковского из 1929 года, - признался режиссер.
Почему было выбрано такое название? Ведь у «Бани» и «CONSTANTIA» все-таки мало общего... Сначала Максим Юрьевич вернул нас на 95 лет назад и рассказал об ответах Маяковского на этот вопрос. Первый ответ Владимира Владимировича был такой: «Баня - это единственное, чего в пьесе нет».

Для современного зрителя ближе к финалу работы над спектаклем название решили все-таки изменить. На помощь снова пришла директор театра, которая и предложила взять за основу «постоянство».

- Новое название кажется более подходящим теме спектакля. Хотя изначально я лично про него даже не думал, был заморочен совсем другими вещами: артистами и текстом, чтобы зритель услышал и понял его, - поясняет режиссер.

«НЕ НАШЕЛ СВОЕГО РЕЖИССЕРА, ПОЭТОМУ ПОШЕЛ В ЭТУ СТЕЗЮ САМ»

В ближайшие два месяца в репертуаре театра Максим Копылов появляется как актер всего несколько раз. Оказалось, мысль о том, чтобы сменить театральную профессию, пришла очень давно.

- Есть такое выражение: каждый артист должен найти своего режиссера, а каждый режиссер должен найти своего артиста. Я, поверьте мне, занимался поисками того, кто давал бы мне большее наполнение, стремление и развитие. Потому что артист - сосуд, который режиссер должен наполнить, чтобы вести диалог со зрителем. Так вот, мне такого режиссера найти не удалось. Поэтому, чтобы не терять себя в профессии, я пошел в режиссуру. Пока коллеги и зрители говорят, что что-то получается. Но не переживайте, я буду продолжать играть, - улыбается Максим Копылов.

ПОДГОТОВКА К ЮБИЛЕЮ

Впереди 240-й сезон, Ульяновский драматический театр является одним из старейших в Поволжье и к юбилею уже начал готовиться. Его верные зрители внимательно следят за анонсами и предвкушают уникальные события.

- Премьеры, задумки, идеи, околотеатральные события, звезды, приглашенные труппы и многое другое. Не только открытие, но и весь сезон должен быть наполненным и неповторимым, - загадочно улыбается режиссер.

Спектакли будут совершенно разнообразные, потому что театру нужно бороться за своего зрителя. В Ульяновске очень много театров, поэтому это помогает выстраивать здоровую конкуренцию и развиваться.

- Мы единственный драматический театр в Ульяновске, я бы даже назвал его академическим, учитывая мощь и звездность труппы. Все режиссеры в один голос твердят, что наши актеры могут сыграть даже телефонный справочник. Будем бороться за каждое кресло, улыбку, эмоцию и слезинку, - говорит Копылов.

ИНОЙ СОСТАВ ТРУППЫ

Новый сезон труппа Ульяновского драмтеатра начала в немного ином составе. Ее покинули сразу шесть актеров: Алексей Гущин, Виталий Мялицин, Маргарита Волкова, Юрий Ефремов, Ксения Посохова и Ольга Новицкая. Максим Копылов рассказал, что театр - живой организм и такое действительно случается. Однако точных причин и догадок не высказал.

- Видимо, после долгих размышлений они пришли к выводу, что это будет правильно и выгодно для них, и решили покинуть театр, - рассуждает режиссер.

В труппе появились новые, молодые лица: выпускница курса народной артистки России Зои Самсоновой в УлГУ Анастасия Рачкина, Андрей Корявов из Калуги и Дмитрий Егоров из Североморска Мурманской области. Актеры-новички, как это обычно бывает, начинают с небольших ролей и вводов в уже идущие спектакли.

АКАДЕМИЯ СЕРГЕЯ БЕЗРУКОВА И ПОЧТИ БЕССОННЫЕ НОЧИ

Начиная с июня Максим Копылов оказался в числе 40 счастливчиков-режиссеров со всей России, которые стали участниками образовательного проекта «Художественные руководители театров Будущего» от Академии Сергея Безрукова. Для самого Максима всё случилось совершенно неожиданно: в один из дней его вызвала директор Наталья Никонорова и предложила подать заявку на участие. Оказаться в числе лучших удалось не без усилий, но дальше режиссера ждали буквально бессонные ночи.

- Первые 10 дней обучения проходили в Московском Губернском театре с 25 июня по 4 июля. Они нас приняли как родных. Лето, жара невыносимая, нам предоставляли всё, главное, чтобы мы впитывали всю информацию. Перед нами выступали лекторы по совершенно разным направлениям: маркетинг, менеджмент, бухгалтерское дело, театральное дело, психология. Работали по 10 часов в день, возвращаясь домой в сумерках, - вспоминает Копылов.

Сейчас он проходит второй этап - онлайн-обучение, где лекции читают в том числе министры культуры разных регионов России. Дальше финал с защитой проектов, который пройдет в Крыму в октябре этого года. Спикеры, говорят, будут невероятного уровня, чуть ли не первые лица страны.

- Я вечный студент, как в «Вишневом саду» Чехова. У меня эта учеба даже отпуск захватила. Все отдыхали 30 дней, а я 10. Я учился, - смеется Максим Копылов.

По окончании обучения не будет определен победитель. Этот курс создан для того, чтобы театральные деятели из разных уголков России могли обменяться опытом, узнать что-то новое и внести свой вклад в развитие не только своего театра, но и региона в целом.


Made on
Tilda