Ей грозил детский дом: Как в Татарстане лошадь спасла девочку от проблем в приемной семье
Благодаря умному животному все стали лучше понимать друг друга.
Фото: Иван Макеев
Надежда и ее муж стали приемными родителями совершенно случайно. Однажды позвонила дальняя родственница и попросила оформить родственную опеку над ее дочерью. Ее саму и ее супруга лишили родительских прав. Трехлетняя Василиса при живых отце и матери осталась одна. Нет, ребенка пробовали забрать к себе родные тети, но их семьи не справились с ее поведением. Когда Надежде позвонили, девочка уже несколько лет прожила в доме ребенка, ей грозил детский дом. Супруги пожалели ее и взяли к себе.

- У нас к тому моменту уже было четверо своих детей, причем младшей дочери исполнился всего год, - вспоминает Надежда. - Мы в принципе не были готовы к приемному ребенку, тем более с ограничениями по здоровью (у Василисы нарушения речи). Поэтому тогда мы честно сказали родственникам, что попробуем, но ничего обещать не можем.

«ВАСИЛИСЕ СЛОЖНО ПОНЯТЬ, ЧТО ТАКОЕ ЛИЧНЫЕ ГРАНИЦЫ»

Первые несколько лет, по словам Надежды, были особенно сложными. Девочка требовала постоянного внимания. Помимо регулярных занятий с нейропсихологом, дефектологом и логопедом приходилось много работать и над поведением девочки в семье.

- Василиса - очень неспокойный ребенок, она не всегда может контролировать свои эмоции, часто капризничает, пытается соперничать с другими детьми, может проявлять агрессию. Поначалу мы даже переживали за безопасность младшей дочери. Года три ушло у нас на то, чтобы социализировать ребенка, - поделилась Надежда.

Только девочка понемногу начала привыкать к правилам в семье и научилась общаться со всеми домашними, как возник новый вызов. Василиса пошла в школу. Благодаря стараниям приемных родителей к первому классу она уже много всего умела - читать, считать, мастерить руками. Но вот с поведением всегда были сложности. Все стало хуже, когда ребенок пошел в школу.

- Василисе сложно понять, что такое личные границы. Она может подойти и что-то взять со стола других учеников без спроса или дотронуться до них без разрешения. Класс у нас инклюзивный, но, конечно, не всем детям такое поведение нравится. Наш учитель даже стала намекать на «второй год», но мы решили не сдаваться, - признается приемная мама.

ПРИ АКТИВНОМ УЧАСТИИ

Когда у Надежды почти опустились руки, она узнала об ипповенции - это практика оказания психологической помощи при активном участии лошади. Семья решила попробовать этот новый для себя метод. Тем более что зачастую его используют именно в случае с приемными родителями.

На самой первой встрече специалист из Благотворительной общественной организации Татарстана «Детям», где и проводят занятия по ипповенции, познакомилась с семьей. Вместе они решили, на какие проблемы нужно особенно обратить внимание.

- Василисе было важно научиться комфортному общению внутри семьи и с новыми людьми. Поэтому занятия были выстроены так, чтобы мы успели поработать с тремя разными лошадками, - рассказывает Надежда. - Каждый раз, когда нас знакомили с новым животным, нам рассказывали, какой у него характер, что оно любит или не любит, как с ним лучше общаться. Для Василисы это была отличная иллюстрация того, что и люди все разные, и к каждому нужен свой подход.

Не прошло много времени, как поведение девочки действительно изменилось в лучшую сторону. Всего это не решило, конечно, но благодаря контакту, общению с лошадью в приемной семье наступило спокойствие.

КАК ЭТО РАБОТАЕТ

Как рассказала Маргарита Подгородова, психолог и специалист по ипповенции, каждая тема сеанса объясняется сначала на примере лошади. На занятии по привязанности, например, рассказывают, что она не может жить одна, что рядом должен быть человек, который будет кормить ее, ухаживать за ней.

- Дальше мы переходим на семью и объясняем, что ребенок тоже не может жить один, поэтому рядом есть взрослые (мама и папа), которые о нем заботятся. Очень важно доверять им, важно иметь хорошие отношения, помогать друг другу. И дальше мы переходим к практическим занятиям, которые закрепляют роль родителей и ребенка в семье, - объясняет Маргарита.

По словам специалиста, в ипповенции очень важен телесный контакт с животным. Физическое взаимодействие с лошадью - возможность погладить, расчесать, покормить - очень хорошо влияет на эмоциональное состояние и создает комфортную атмосферу, которая нужна для работы психолога. Поэтому все занятия начинаются с ухода за животным.

Маргарита отмечает, что в терапии очень важен комфорт не только семьи, но и животного. В паре с терапевтом всегда работает коновод, который следит за безопасностью и за тем, как чувствует себя лошадь.

- У меня была ситуация, когда мама и ребенок, которые ехали к нам на занятие, очень сильно поссорились по дороге, - вспоминает Маргарита. - Конфликт еще не улегся, лошадь это почувствовала и никак не хотела к ним подходить. Я отвела семью в кабинет, мы проговорили ситуацию и только после этого вернулись в конюшню.

СКОЛЬКО ЛОШАДИНЫХ СИЛ В ЛЮБВИ

Курс по ипповенции длится всего десять занятий, но и за это время, по словам Маргариты, можно добиться значимых результатов.

- У нас была история, когда у девочки из приемной семьи буквально «прорезался» голос. Из-за повышенной тревожности, неуверенности в себе она очень боялась разговаривать и почти всегда молчала - и дома, и в школе. Уже на третьем занятии она разговорилась. Конечно, это результат комплексной терапии и работы разных специалистов, с которыми занималась семья, но прорыв случился именно во время общения с лошадью, - рассказывает о случае специалист.

Она отмечает, что занятия по ипповенции помогают выявить истинные причины поведения ребенка или проблемы психологического характера, которые негативно влияют на общение в семье, и проработать их.

- Во время занятий с другой семьей, где мама сильно конфликтовала с младшим приемным сыном, выяснилось, что у ребенка СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности. - Ред.), и причиной его «недолжного» поведения были особенности нервной системы, а вовсе не желание разозлить маму. Вместо наказаний в семье появился обязательный для ребенка с СДВГ режим, мама научилась переключать внимание мальчика, предлагать интересные для него занятия. В итоге причин для конфликтов стало меньше, - делится еще одним результатом Маргарита.

«ОЧЕНЬ ХОРОШО СЧИТЫВАЕТ НАШИ ЭМОЦИИ»

Помогать могут не только лошади. В зоотерапии участвуют разные животные: кошки, собаки и даже попугаи.

- Дело в том, что животные по-разному взаимодействуют с человеком, - отмечает специалист. - Например, собаки принимают нас безусловно, им не важно, какое у нас сейчас настроение. Лошадь, напротив, очень чувствительна к состоянию человека. По своей природе она пуглива, поэтому никогда не подпустит к себе того, кто в гневе или агрессии. С лошадью нужно выстраивать отношения. Именно поэтому она хорошо помогает, например, отрабатывать коммуникативные навыки.

Принято считать, что лошадь - это животное-зеркало. Маргарита говорит, что это действительно так.

- Лошадь очень хорошо считывает наши эмоции и позволяет увидеть их со стороны. Это дает возможность нам, психологам, поработать с теми скрытыми состояниями, которые человек может даже не осознавать, - говорит специалист. - Во время занятий происходит много откровений, и часто люди начинают делиться мыслями и эмоциями, о которых раньше боялись или не хотели говорить.
Made on
Tilda