Экономист и руководитель центра разработки бизнес-планов «Позитив Консалтинг» Ирек Галямов рассказал «Комсомолке», что в большинстве случаев татарстанцы переплачивают за ЖКУ из-за своей же невнимательности, неосведомленности и недобросовестных практик управляющих компаний.
ОШИБКА № 1: СЛЕПОЕ ДОВЕРИЕ И ПОВЕРКА СЧЕТЧИКОВ
Большинство жителей республики, в том числе и казанцы, оплачивают квитанции, даже не пытаясь разобраться в деталях. Между тем именно в мелочах и скрываются лишние расходы. Управляющие компании, например, могут выставлять счета «по средней температуре пациентов в больнице», даже если у жильца счетчики работают исправно.
Особенно часто это касается горячей воды: во время ремонтных работ в доме она фактически отсутствует, но счетчик фиксирует расход как за горячую. В результате жильцы платят за то, чего не получали. Эксперт советует в таких случаях фиксировать отсутствие услуги актом и подавать претензию в управляющую компанию, а не оплачивать вслепую.
В то же время, как объяснил Ирек Галямов, сам рынок поверки приборов учета превратился в самостоятельный бизнес, и далеко не всегда честный.
- Вокруг этой среды много мошенников. В том числе некоторые недобросовестные управляющие компании не предупреждают жильцов о том, что у них не работают счетчики, и выставляют большую сумму, чем человек потратил, просто начисляя оплату по средним значениям в доме, - заявил эксперт.
Бывает, жильцам звонят и пишут «специалисты», которые настаивают на срочной поверке счетчиков, пугая штрафами, отключением и повышением платы за ЖКУ. Самое интересное здесь, что делать поверку раньше срока, указанного в техническом паспорте прибора учета, законодательством не запрещается. Неосведомленностью об этом и пользуются некоторые фирмы. Видимо, пытаются заработать, используя принцип «если не запрещено, значит, разрешено». Тут важно помнить, что, например, периодичность поверки для счетчиков горячей воды обычно составляет 4 года, а для холодной - 6 лет. К тому же информацию о наступающих сроках для этого можно увидеть в счетах-фактурах от управляющей компании. Если ее там нет, то можно позвонить туда самим и все уточнить.
То есть если в почтовый ящик фирмы по оказанию услуг поверки счетчиков кладут уведомления о том, что если не заплатить им, то плата за коммуналку возрастет, то это, по сути, просто психологическое давление. Особенно часто на это реагируют именно пенсионеры. Боясь переплат, они заказывают за деньги порой ненужную услугу.
ОШИБКА № 2: ИГНОРИРОВАНИЕ НОЧНОГО ТАРИФА
Электроэнергия - одна из самых весомых статей расходов в семейном бюджете. При этом закон позволяет платить киловатты меньше ночью, но на практике многие этим правом не пользуются.
- Основополагающий фактор - это электроснабжение, тем более что оно занимает существенную часть расходов. Ночью электроэнергия дешевле, чем днем, однако многие на это не обращают внимания. Например, если основная нагрузка приходится на ночь и жильцам удобно в это время суток выполнять какие-то дела, они все равно не устанавливают двухтарифные или трехтарифные счетчики. Особенно это характерно для старых домов, например хрущевок, где такие счетчики не всегда есть сами по себе или не всегда корректно работают. В результате могут возникать сбои, о которых, кстати, не предупреждают. В итоге из-за этого управляющая компания выставляет в квитанции на оплату средний показатель. Тут жильцам и приходится переплачивать, - поясняет Ирек Галямов.
ОШИБКА № 3: ПЛАТА ЗА ЧУЖОЙ МУСОР
Проблема с вывозом твердых коммунальных отходов в Татарстане не ограничивается только тарифами. В открытых дворах контейнеры для мусора часто используют посторонние, то есть не жильцы близлежащих домов.
- Я сам несколько раз видел, как ночью приезжает машина и выгружает строительный или бытовой мусор в контейнер двора. Я считаю, что за это надо ввести ответственность, смотреть по камерам, кто заезжал, предупредить дворников, - делится эксперт.
Он отметил, что такие незваные гости увеличивают объем вывозимого мусора, а значит, и расходы жильцов. Особенно это актуально для домов, где контейнерные площадки не огорожены и никак не контролируются.
Что делать в таких случаях? Как советует Галямов, тут надо самим инициировать установку камер видеонаблюдения, следить за двором через старших по дому, а при выявлении нарушителей фиксировать факты и обращаться в управляющую компанию.
ОШИБКА № 4: ПЕРЕПЛАТА ЗА КОМИССИИ ПРИ ОПЛАТЕ УСЛУГ
Даже если с квитанцией все в порядке, многие жильцы переплачивают банкам за сам процесс оплаты. Особенно это касается пенсионеров. Они по привычке оплачивают коммуналку через кассы или терминалы, где взимается комиссия.
- Во многих домах есть возможность автоматизированной оплаты через Госуслуги - можно без комиссии оплатить с карты. Но для этого нужен компьютер или смартфон, что для бабушек и дедушек часто не вариант. Здесь нужно предлагать более системные решения. За пожилых людей, бывает, платят дети или родственники, но самим пенсионерам зачастую приходится делать это самим. Вот они и идут в кассы и к терминалам. На комиссии с них банки и наживаются, - говорит эксперт. - Это открытый вопрос к структурам, которые контролируют ЖКХ: либо нужно как-то искоренять такие практики, либо предлагать альтернативу. Как один из вариантов - платить без комиссии, придя непосредственно в офис управляющей компании. Там обязаны обеспечить кассу и прием платежей напрямую. У них есть специальные сотрудники, которые этим занимаются.
ОШИБКА № 5: СКРЫТЫЕ УСЛУГИ И КАЧЕСТВО ОБСЛУЖИВАНИЯ
По словам Ирека Галямова, значительную часть переплаты формируют неочевидные позиции в квитанциях. Речь идет об уборке подъездов, содержании придомовой территории, обслуживании газовых труб и даже о капитальном ремонте.
- Летом уборка подъезда и двора вроде не требуется так часто, а вот в другие времена года и снег становятся настоящей проблемой. Но и тогда работы часто выполняются некачественно. У меня был случай, когда управляющая компания в летний счет включила позицию за вывоз снега. Здесь нужно собираться активом дома и официально предъявлять претензии управляющей компании, вплоть до обращения в суд, - советует эксперт.
Правда, тут могут быть нюансы. Пример - недавний случай с жильцами дома № 20 на улице Ахунова в Казани. Им пришли счета за уборку снега в августе. По 108 рублей с квартиры. Как оказалось, все дело в решении, которое было принято на общем собрании собственников жилья. Они сошлись во мнении, что лучше равномерно распределить расходы за уборку снега в течение всего года. Это было сделано, чтобы снизить и так немаленькие единовременные платежи в зимний период.
Отдельное внимание Ирек Галямов рекомендует уделять и строке в квитанции от управляющих компаний, посвященной капитальному ремонту. Взносы на него тоже занимают значительную часть расходов за ЖКУ. Но бывает, что собранные деньги расходуются лишь на мелкий, текущий ремонт.
- Нередко из этого резерва управляющие компании берут средства на мелкие расходы. Например, для того, чтобы починить что-то во дворе, заменить сломанную лавочку. Формально суммы списываются по нормативу, но когда приходит время обновлять серьезные коммуникации, денег может и не хватить - все уже потратили. Поэтому важен строгий контроль за бухгалтерией и наличие ревизионной комиссии в доме, - добавляет эксперт.
Ирек Галямов считает, чтобы сократить свои расходы на коммуналку, татарстанцам достаточно выполнять несколько простых действий: внимательно читать квитанции, установить современные приборы учета, не соглашаться на навязанные услуги, следить за дворовой территорией и оплачивать счета без посредников.